• Главная
  • Министерство образования и науки готово к конструктивному разговору с Церквами, — Станислав Носов...

Министерство образования и науки готово к конструктивному разговору с Церквами, — Станислав Носов

29.06.2016, 13:41
Министерство образования и науки готово к конструктивному разговору с Церквами, — Станислав Носов - фото 1
Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) провел 17 июня встречу с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич. О том, какие вопросы обсуждались участниками, рассказал руководитель Церкви адвентистов седьмого дня в Украине Станислав НОСОВ.

Станислав НОСОВ. Фото Олега ВсиленкоВсеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) провел 17 июня встречу с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич. О том, какие вопросы обсуждались участниками, рассказал руководитель Церкви адвентистов седьмого дня в Украине Станислав НОСОВ.

Прежде всего, члены Совета Церквей поблагодарили Лилию Михайловну за те шаги, которые были сделаны по признанию статуса духовных семинарий, действующих в Украине. Так, если говорить об Адвентистской церкви, то в Украине зарегистрированы три духовных семинарии: в Черновцах, во Львове и в Буче Киевской области. Все они имеют лицензию государственного образца, и теперь дипломы этих духовных вузов будут признаваться государством. Констатировалось, что созданы комиссии для признания тех дипломов о высшем образовании, которые получили священнослужители в духовных семинариях ранее. В состав этих комиссий войдут представители разных конфессий.

Лилия Гриневич сказала, что хотела бы услышать вопросы и предложения от членов ВСЦиРО. Таких вопросов и предложений было 18.

— О чем спрашивали лидеры Церквей и религиозных организаций?

— Представители Православных Церквей хотели, чтобы в качестве общеобразовательного в учебных заведениях был введен предмет, который мог бы повышать духовность людей, где изучалась бы Библия и православные догматы, чтобы дети знали значение всех христианских праздников. На это Лилия Гриневич ответила, что это непростой вопрос, ведь в школьных классах есть не только православные, но и католики, и протестанты, и мусульмане, и иудеи. И если предмет, ориентированный на православие, станет обязательным, то ребенок должен будет учить и сдавать то, что может быть не очень близко его сердцу, мировоззрению, его семье и культуре. Поэтому, если этот предмет есть, то он изучается как факультатив, желающие могут оставаться на него после уроков. Православные констатировали, что, к сожалению, мало кто из детей хочет оставаться на факультатив после уроков, все спешат домой.

Римо-католики также предложили создать учебные классы духовного возрастания в школах для желающих и сказали, что готовы даже финансово поддержать такие классы. Лилия Михайловна подчеркнула, что все это возможно, но только в качестве внеклассных занятий для желающих. 

Была еще просьба от членов ВСЦиРО о разрешении религиозным организациям арендовать школьные здания для проведения различных семинаров, факультативов и т. д. У нас часто звучит, что Церковь отделена от государства, и потому в учебных заведениях церквам не разрешают аренду. Но, как сказала министр, в будущем возможны некоторые поправки, чтобы во внеучебное время религиозным организациям разрешалась аренда школьных помещений, чтобы желающие родители и дети могли посещать такие встречи для воспитания духовности.

Иудеи задали вопросы о частных детских садиках по европейскому образцу. Родители, имеющие от трех до пяти детей, могут взять на воспитание еще соседских детей. Это официально оформляется, и такие родители получают финансовое вознаграждение за свою работу. Это становится преимуществом и для тех, кто хочет отдать деток в частный садик. Но Лилия Михайловна пояснила, что, хотя это и хорошее предложение, его не получится быстро реализовать, ведь те родители, которые в своем доме хотели бы организовать детский садик, должны пройти определенное обучение, курсы по воспитанию детей. Для этого нужна программа такого обучения на уровне вузов, но украинские вузы пока не готовы предложить подобную программу, поэтому внедрение данной идеи — дело будущего.

— О чем говорили Вы как представитель Адвентистской церкви?

— От имени Церкви я озвучил три вопроса. Во-первых, об экзаменах в учебных заведениях, которые могут выпадать на субботу — библейский день покоя. Адвентисты просят, чтобы детям, в том числе и тем, которые проходят ЗНО, не ставили экзамены в этот день. Лилия Михайловна ответила: «Мы дали поручения руководителям и директорам учебных заведений, чтобы старались в субботу экзамены не ставить. Но если все же в экзаменационный период в выпускных классах по причине сжатых сроков ставят экзамены в субботу, то детям, желающим перенести экзамен на другой день, должны предоставить такую возможность. Если где-либо эта норма будет нарушаться, пожалуйста, обращайтесь в Министерство, будем реагировать, чтобы сохранить свободу и в вопросе выбора дня экзаменов по религиозным мотивам». Второй мой вопрос заключался в том, чтобы христианские частные школы финансово поддерживались не только родителями и церковью, но и государством, как это происходит в школах государственных. Нас заверили, что такой закон подготовлен, и если за него проголосуют в Верховной Раде, то с первого сентября он уже может вступить в действие. 

Также я поинтересовался лицензированием христианских школ. Лицензию таким школам бывает получить нелегко. Очень много высоких требований: чтобы у школы был вместительный спортзал, просторные коридоры, столовая и т. д. Все эти нормы рассчитаны для больших школ. Однако у христиан есть и маленькие сельские школы, которые также нуждаются в лицензировании. Там может обучаться всего 20–30 человек, нет необходимости в больших коридорах и спортзалах. Поэтому уместно разграничить: пусть большие школы лицензируются согласно одних норм, а маленькие — согласно других. Министр ответила, что они готовят такой закон, который позволял бы частный дом использовать под небольшую школу, и лицензия в этом случае будет возможна без завышенных требований. Может быть, такой закон вступит в действие уже первого сентября или чуть позже.

— Говорилось ли что-либо о новшествах в учебном процессе в общеобразовательных школах? 

— Мы узнали, что Министерство работает над тем, чтобы снизить нагрузку на школьников, облегчить их детство и юность. Предполагается, что основную часть заданий они будут выполнять в школе в учебное время, а домашние задания необходимо свести к минимуму. С 2018 или 2019 года планируется переход на среднее образование сроком 12 лет — с целью более умеренного распределения нагрузки. Также министр рассказала, что с 1 сентября этого года украинские школьники получат возможность писать не ручкой, а карандашом, чтобы легко можно было исправлять ошибки, не переписывая все заново и не вырывая листы из тетрадок, — это поможет детям чувствовать себя более уверенно. Говорила об изменениях в учебниках, о том, что в них будет применяться европейский подход. Так, со времен советского образования, традиционно в учебниках мужчины предстают работниками фабрик или заводов, а женщины изображаются домохозяйками или работающими на поле, в огороде. Все примеры, касающиеся профессий, построены на этом шаблоне, который в наше время уже устарел.

— А что подразумевает этот «европейский подход»? Существуют попытки внедрить в украинские учебники гендерную политику, согласно которой традиционная семья перестает быть единственным здоровым и правильным вариантом семьи.

— Да, такой вопрос тоже затрагивали, чтобы аморальная идеология и пропаганда образа жизни ЛГБТ, который осуждается Библией, не проникла в учебники. Лилия Гриневич заверила, что Министерство следит за этим, она и ее коллеги не хотят допустить такого. Чтобы подчеркнуть ценность традиционной, созданной Богом семьи и важность правильного разграничения полов, Министерство приняло решение внести изменение в приветствие, которое было в Букваре. Раньше писалось обобщенно: «Приветствуем первоклассников». Теперь будет написано: «Приветствуем мальчиков и девочек», чтобы конкретно подчеркивалось, что есть мальчики и девочки, а не просто ученики или учащиеся, что между ними есть отличия, чтобы это способствовало правильному восприятию и воспитанию.

— Как Вы оцениваете результаты встречи?

— На мой взгляд, встреча была продуктивной, в основном мы касались тех моментов, которые важны как для учебных заведений, так и для воспитания общества в целом. Мы увидели, что Министерство образования и науки готово к конструктивному разговору, готово помогать Церквам и религиозным организациям воспитывать духовность в Украине, вносить вклад в развитие общества.

Беседовал Игнат Меренков