У украинских и российских баптистов одно вероучение, но разное отношение к свободе и достоинству

11 июня 2015, 16:08 | Интервью | 2 |   | Код для блога |  | 

Беседовал Константин ТЕТЕРЯТНИКОВ

Игорь БандураИнтервью с Игорем БАНДУРОЙ, вице-президентом ВСЦ ЕХБ, о различиях между украинскими и российскими баптистами, о ситуации с верующими в АТО и в Крыму

– За последнее время многое изменилось в украино-российских отношениях: необъявленная война, аннексия Крыма, боевые действия на Донбассе. Как, на Ваш взгляд, повлияло политическое противостояние между двумя странами на взаимоотношения между украинскими и российскими баптистами? Стало ли понятно, что украинский и российский баптизм идут разными дорогами развития? В чем, по-вашему, разница между украинским и российским баптизмом?

– Мы стали свидетелями того, как политический дискурс способен влиять на взаимоотношения между христианами. Степень этого влияния выходит далеко за рамки допустимого. У украинских и российских баптистов одно вероучение, общая история и много общего в практике церковной жизни, служения и миссии. В этом смысле мы идем одной дорогой и, надеемся, что Бог сохранит нас на этом пути. Различия проявились в оценках и реакциях на политические процессы внутри наших стран и в отношениях между нашими странами. Российские братья не восприняли позицию украинских христиан в событиях до, во время и после Майдана. Прозвучала критика в нарушении библейского учения об отношении Церкви к органам государственной власти и вовлеченности в политику.

Особым раздражителем стала личность Александра Турчинова. Здесь и наметились наши различия. Украинские церкви острее ощущают важность личной свободы и ценности отдельной личности, свободы слова и вероисповедания, независимости церкви от государства. Украинские церкви более осознанно воспринимают ответственность за возвышение пророческого голоса в отстаивании достоинства личности, права и справедливости.

Для нас власть не является "священной коровой", а источник власти – согласно Конституции – не президент и правительство, а народ. У нас другая ситуация с религиозной свободой и другие перспективы развития церквей.

Надеемся, что эти различия преодолимы и постоянные контакты, которые мы имеем, постепенно помогут достичь согласия в вопросах, которые сегодня создают напряжение. Мы ценим помощь тех церквей в России, которые переживают вместе с нами, и надеемся, что наши молитвы, Божья доброта и великодушие приведут к согласию и всех остальных.

– Негативные последствия военных действий на Донбассе привели к изоляции тех баптистских церквей, которые оказались на оккупированных территориях. В Донецкой области 56 церквей находятся на территории, контролируемой Украиной, и 44 церкви в зоне АТО. По Луганской области 24 церкви и 50 церквей соответственно. Как баптистский союз Украины поддерживает связь с этими церквами? Каков процент выехавших на мирную территорию Украины и сколько осталось на месте?

– Приблизительно одна треть всех членов церквей оставили зону АТО. Несмотря на трудности в пересечении зоны непосредственного боевого столкновения, областные объединения церквей Донецкой и Луганской областей остаются едиными и находятся под духовной опекой и руководством областных пресвитеров.

Большинство церквей баптистского братства оказывают постоянную помощь церквам в зоне гуманитарной катастрофы, хотя доставлять ее сейчас очень сложно. Мы работаем через ключевых служителей и опорные церкви, которые находятся в непосредственной близости к линии разграничения. Время от времени мы проводим общие встречи и совещания для служителей церквей. Кроме этого, помощь приходит из других стран. Российские братья имеют возможность посещать церкви на недоступной для нас территории, перемещаясь через границу, которая временно не контролируется Украиной, и оказывать посильную помощь. Мы представляем интересы наших церквей на захваченных территориях на международных встречах, донося информацию о положении с религиозной свободой и бедственным положением людей.

Какая ситуация с церквами украинского братства в АР Крым?

– Церкви крымского объединения работают над регистрацией отдельного союза, согласно требованиям оккупационных властей Российской Федерации, и выражают желание оставаться в ВСЦ ЕХБ. На сегодня ни одна церковь не получила регистрации, поэтому все они находятся в состоянии юридической неопределенности с непредсказуемыми последствиями для свободы собраний и права владения церковным имуществом.

Часть церквей, которые раньше приостановили членство в объединении церквей ВСЦ ЕХБ, изъявили желание войти в Российский Союз ЕХБ, и это позволило некоторым из них пройти процесс перерегистрации.

– Вы принимали участие в различных мероприятиях, связанных с темой религиозной свободы. Эта тема стала особенно актуальной в Украине с началом войны на Донбассе, когда на оккупированных территориях отбирались молитвенные дома, преследовались христиане евангельского направления и ущемлялась свобода совести. Какие результаты международных консультаций, встреч и круглых столов уже видны сегодня?

– С точки зрения конечного результата, к которому мы все стремимся, здесь результат не большой. Но альтернативы встречам и диалогу нет. Пока мы разговариваем, у нас есть возможность найти понимание и работать над разрешением конфликта. Для международной общественности, которая работает в системе координат религиозной свободы, чрезвычайно важна информация от руководителей церквей и религиозных организаций по реальному состоянию дел. Это дает возможность формировать более точное понимание ситуации и вырабатывать адекватные меры реагирования. Правда обладает огромной силой и потенциалом, поэтому это убеждение вдохновляло нас на каждой международной встрече.

Составлены, как минимум, два доклада о религиозной ситуации в зоне АТО и АР Крым с перечислением фактов и приведением необходимых данных для выработки позиции международных институций и их дальнейшей работы с правительствами и парламентами своих стран. Мы убеждены, что подобные встречи вносят свой существенный вклад в дело примирения.

– Расскажите детально о прошедшей в апреле этого года Лондонской консультации, посвященной ситуации в Украине.

– Встреча в Лондоне была инициирована и организована Mission Eurasia в сотрудничестве с представителями баптистского союза Великобритании. Она проходила в исторической резиденции архиепископа Кентерберийского и собрала представителей Украины, России и Европы. Главные темы встречи – это христианская солидарность, религиозная свобода и сострадание в условиях гуманитарной катастрофы. Руководители христианских конфессий, пасторы, богословы и историки обсуждали пути достижения понимания и примирения между христианами России и Украины.

По итогам однодневной встречи всеми участниками консультации была подписана декларация, ставшая еще одним документом, который зафиксировал движение в сторону мира и доброй воли всех участников. Встреча проходила в атмосфере молитвы и Божьего Слова, а также открытости всех участников к дискуссии и взаимопониманию.

О чем говорилось на встрече?

– На встрече поднимались и обсуждались вопросы концепции, идеологии и религиозной составляющей так называемого "русского мира", который является идеологической платформой конфликта. Обсуждались конкретные примеры религиозных преследований и нарабатывались подходы в отстаивании прав и свобод верующих на захваченных территориях. Была представлена реальная картина гуманитарного кризиса в зоне АТО и ясно артикулирована необходимость в неотложной практической реакции международного сообщества на страдания людей.

Поднимались также темы прощения и возможного примирения. Прозвучали практические предложения по стратегическим шагам, которые могут способствовать позитивным изменениям в зоне конфликта.

Как оценивает международная общественность ситуацию в Украине? Какова реакция баптистских церквей Запада на то, что происходит у нас?

– Очевидно, что большинство представителей стран и международных организаций понимают, что происходит в Украине, и разделяют нашу боль. Есть достаточное понимание того, что нужно Украине. Нет понимания, что делать с Россией в этой ситуации. На уровне межцерковных украино-российских отношений заметно единодушное стремление помочь в налаживании диалога и поиск путей к прощению и примирению. Присутствие религиозной составляющей в настоящем конфликте сегодня ни у кого не вызывает сомнения, и работа ведется с тем, чтобы минимизировать возможные последствия религиозной вражды. Баптистские церкви поддерживают Украину молитвенно и оказывают материальную помощь для церквей в зоне АТО и переселенцев.

Для меня очевидна солидарность с Украиной. Очевидны также страхи и непонимание, как адекватно реагировать на очередную агрессию России в ее нехристианском, не европейском и недемократичном стремлении политически и религиозно доминировать на территории, которая очерчивается границами так называемого "русского мира".

Система Orphus
Рейтинг
0
0
2комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • dfimushkin | 8 июля 2015, 16:46
    Комментировать комментарий

    В России и в Украине разные обстоятельства жизни, поэтому и разная реакция и оценки. Плюс, даже в делах добродетели и гуманитарного служения по разные стороны баррикады в вооруженном конфликте находимся. А то, что "Степень" информационного влияния мира на христиан "выходит далеко за рамки допустимого", это точно.

  • Mihail Zamaraev | 15 июня 2015, 17:58
    Комментировать комментарий

    В том то и беда, что пастора Украинский церквей находятся под колпаком Турчинова, и боятся говорить правду, или же слепо верят всему, что говорят слуги антихриста. Так что экзамен на приход антихриста пасторами церквей Украины провален. Когда я сказал, что Турчинова нужно отлучить, мне грубо закрыли рот и запретили говорить. Вот и вся правда и свобода слова в братстве Украины.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 8 февраля 2017, 11:33 | Комментарии | 

    Дональд Трамп vs исламские иммигранты

    Недавно своим распоряжением президент Соединенных Штатов Дональд Трамп временно приостановил иммиграцию из семи преимущественно исламских стран. По подсчетам Pew Research Centre, население этих стран составляет всего лишь 12% мусульман мира. На самом деле, из семи стран, упомянутых в новом иммиграционном запрете, – Ирана, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Сирии и Йемена – только Иран входит в число 10 стран с наибольшим мусульманским населением.

  • 7 февраля 2017, 07:48 | Колонка Татьяны Деркач | view photo | 

    Отцы невидимого фронта

    «Замечательные» новости поступают от УПЦ Московского Патриархата: она таки начинает свой финальный блиц-криг в украинскую армию. Намерения намазаны медом: духовная поддержка верных УПЦ, воюющих на востоке страны против сепаратистов. Силовые чиновники, от которых зависело решение, допускать ли священников МП в наши войска, держались долго. Но, кажется, то, что УПЦ не удалось в 2010 году, может получиться на четвертом году войны с Россией, страной-агрессором, где находится административный центр УПЦ.

Последние комментарии

  • Леонтій | 24 февраля 2017, 14:51

    Ну й справді: цю війну на Сході України, як виявляється, розв'язали й спонсорують ніхто інші, як... греко-католики... Та ще й "разом з Київським патріархатом"...

  • Adanantus | 24 февраля 2017, 11:33

    Ватикан як завжди далекоглядний...та й в принципі заклик адекватний, приймає сторону, яка притаманна християнам - припиніть вбивати, по одну і другу сторону живі люди...Абсолютно згідний з такою

  • Николай Николаев | 24 февраля 2017, 10:52

    гундяевцев на пушечный выстрел не подпускать к армии

  • Fr. Valerii | 24 февраля 2017, 10:38

    Звернення до символічної інституції, від якої нічого не залежить. І якщо уважно подивитись в текст, то взагалі це звернення НІ ДОКОГО. Тому це є ZERO.

  • Оленка | 23 февраля 2017, 19:08

    А чи не може той самий етикет та пастирське зобов'язання не дозволяти i УПЦ "клеймить позором" окупанта? Тим бiльше, що i тi мешканцi захоплених територiй, котрi пiдтримують окупантiв, i

Популярные статьи месяца