• Главная
  • Александр Шульга: христианское лидерство — когда каждый на своем месте профессионально делает свою работу...

Александр Шульга: христианское лидерство — когда каждый на своем месте профессионально делает свою работу

15.04.2015, 13:03
Александр Шульга: христианское лидерство — когда каждый на своем месте профессионально делает свою работу - фото 1

Каков он, протестант нашего времени? И каким должен быть в постсоветских и, главное, постмайданных реалиях? Возможно ли христианское проактивное большинство в большой политике? И в каких сферах христианские лидеры могут быть массово полезны обществу? На все эти и не только вопросы дал свои ответы Александр Шульга

Aleksandr_ShulgaАлександр Шульга - публицист, проповедник и преподаватель богословских дисциплин. Человек глубокой веры и твердых принципов. Автор книги «Церковь прошлого и настоящего», издаваемой Ассоциацией «Духовное возрождение» в рамках проекта «Национальные евангельские авторы».

Каков он, протестант нашего времени? И каким должен быть в постсоветских и, главное, постмайданных реалиях? Возможно ли христианское проактивное большинство в большой политике? И в каких сферах христианские лидеры могут быть массово полезны обществу? На все эти и не только вопросы дал свои ответы Александр Шульга, размышляя о прошлом и будущем Церкви.

Вы говорите, Александр, что Царство Небесное невозможно построить на земле. В связи с этим возникает, как минимум, два вопроса. Во-первых, чем мы, христиане, все тогда тут, на Земле, занимаемся? Во-вторых, чем мы в таком случае должны заниматься?

В своей книге я привел пример Савонаролы, пламенного христианина, общественного деятеля, предтечу Реформации. Савонарола смог создать Флорентийскую республику – показательный пример общества, в котором искоренялся всякий порок. Вроде бы правильная идея и мотивы правильные, а по факту проект республики не состоялся. И История пополнилась примером, подобным тому, что случилось с Константином и Римской империей, Кальвином и Женевской республикой, Кромвелем и пуританской Англией. Список, увы, можно продолжать.

Потому я не зря сказал, что Царство Небесное на Земле невозможно. Многие христиане искренне полагают и призывают других идти в политику, влиять, приносить перемены в общество. И, конечно, я соглашусь, что приход в политику влиятельных христиан имеет место. Тем более, в контексте нынешней ситуации в Украине, если говорить о нашей стране. Более того, я не исключаю, что возможен приход в «большую политику» новых принципиальных духовных лидеров, но таковые, как правило, бывают «белыми воронами».

Но тут нужно здраво оценивать ситуацию и понимать, что новички, как правило, мало что решают. Им нужно много времени для того, чтобы наработать авторитет, часто ходя на грани христианских принципов и принятых в политике стандартов поведения. Посмотрите, насколько велико влияние того же Любомира Гузара, Патриарха Филарета – людей, посвященных Богу и Его служению, однако заслуживших свою репутацию в течение многих лет.

Чем христиане должны заниматься? Думаю, что непосредственно своим делом. И делать это хорошо, качественно на протяжении какого-то времени. Тогда они смогут иметь влияние на общество именно как пасторы больших церквей, руководители успешных миссий, организаторы социальных проектов и т.д. В такой ипостаси христианское лидерство имеет смысл и будущее.

Тем не менее, читая главу, посвященную Савонароле, нельзя не заметить вашего справедливого восхищением этим персонажем. Давайте же попробуем составить психологический, социальный и в целом церковно-христианский портрет «савонаролы» нашего времени в украинских и отдельно российских реалиях

Простите за откровенность, но я считаю, что в сегодняшней России даже Савонароле трудно было бы что-то изменить. И причина, на мой взгляд, в общественной пассивности и излишней терпимости к откровенному негативу. Но если все же помечтать, так сказать, то думаю, что сегодняшний российский Савонарола был бы представителем православия. Он был бы чем-то схож с Александром Менем, но был бы более активным среди малообразованного большинства. И темперамент у него был бы холеричен, что не помешало бы завоевать определенный церковный статус, заслуженную годами служения Богу репутацию.

В Украине, наверное, в роли Савонаролы выступил бы скорее греко-католик или же представитель Киевского Патриархата. Человек, чье социальное и духовное служение получило максимальный резонанс в обществе. Эмоциональный, яркий лидер, имеющий признанный статус в своей конфессии. Активно работающий с прессой и общественными организациями, принимающий непосредственное участие во влиятельных социальных проектах. По остальным характеристикам я бы провел параллель с российским «коллегой». В Украине, конечно, шанс повлиять на духовную ситуацию у него был бы намного выше из-за большей социальной и духовной активности населения.

Как же Церкви взрастить таких служителей, лидеров?

Знаете, я до сих вспоминаю декана своего первого библейского учебного заведения, благодаря жесткой требовательности которого я научился молиться не менее получаса, читать Библию от Бытия до Откровения за три месяца и понял, что трудности способствуют духовному росту. В этом для меня пример апостол Павел. Я не зря описал в книге ситуацию, случившуюся у апостола с Марком Иоанном. Молодой человек подвел Павла, отказавшись в последнюю минуту от участия в миссионерском путешествии. Апостол отнесся к этому поступку довольно строго. Можно было бы подумать: «Ах, какой Павел жесткий. Возле таких лидеров никогда не вырастит ни один служитель». Но ведь История показывает, что лидеры выросли и растут до сих пор!

Я «за» дисциплину в церквях. За здравое обличение. За высокие морально-духовные стандарты. Чтобы служители, обворовавшие своих прихожан, не могли вводить и дальше в заблуждение людей. Мне нравится, как по поводу дисциплины выразился Джей Адамс: «Дисциплина несет мир. Вот почему во многих общинах, в семьях, в жизни людей столько тревог и волнений. Там, где вместо дисциплинированной, упорядоченной, размеренной жизни, к которой ведет соблюдение заповедей Христовых, царит хаос, там возникают всевозможные беспорядки. И иного способа удалить дело, кроме церковной дисциплины, нет".

Я уверен, что есть ситуации, когда обличение не уместно. Об этом и написал в главе «Как исправлять?». Но давайте помнить, что для того, чтобы начать лечить болезнь, необходимо поставить точный и честный диагноз. Не «смена конфессии», а «отступничество», не «склонность к спиртному», а «уход в запой», не «ушла любовь», а просто «прелюбодеяние» и т.д.

Лично за свою 22-летнюю христианскую жизнь и 20-летнее служение пришлось видеть немало проблем именно из-за недостатка правильно поставленной дисциплины. К примеру, пастор одной из поместных церквей ездит за рубеж и представляется директором детского центра, рассказывая душещипательные истории о нелегкой судьбе 300 детей и собирая для их содержания средства. А по факту оказывается, что детей в детском центре нет и никогда не было, а средства тратятся на нужды по усмотрению директора. Когда возмущенные служители поднимают вопрос о соответствии такого поведения пасторскому положению, вышестоящее руководство «душепопекает» мошенника и оставляет на своем месте.

Но ведь мы говорим о другом, о настоящем христианском лидерстве. О христианах с глубокой верой, сильным духом и большим видением. О служителях, способных справляться с собственными страстями ради служения обществу. А таким людям, как я уже говорил, нужны высокие морально-духовные планки. Они не боятся быть честными и прозрачными, когда речь идет о контроле деятельности. Потому что иначе до власти могут «дорваться», а использовать начнут для чего угодно, только не для славы Божьей и служения людям.

Мудрый Соломон писал: «Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло» (Притчи 21:15).

Мы с вами говорили о том, каким мог бы быть Савонарола, родись сегодня в Украине или России. А как выглядит сегодняшний постсоветский протестант и как должен?

Хороший вопрос. Думаю, сегодняшний протестант посещает служения по воскресеньям, читает Библию 2-3 раза в неделю и молится перед сном. Ну, это такая юмористическая зарисовка. На самом деле, объективную картину трудно давать даже тогда, когда ездишь каждый месяц по несколько раз в разные церкви. Конечно, можно отметить некоторую пассивность, «тёплость» современного протестантизма. Покаявшихся в церквях можно увидеть все реже. Евангелизационная деятельность, откровенно, тлеет. В то же время сейчас наблюдается «второе дыхание» социальной, общественной работы многих христианских общин. Впоследствии, думаю, это даст свои плоды.

А каким должен быть современный протестант? Ну, если в идеале, то любящим и хорошо знающим Слово, способным обличать еретиков и благовествовать неверующим, являющим христианскую любовь, заботу на практике, как к «своим по вере», так и к неверующим. Он должен быть активным участником церковных богослужений и иметь живое общение с Богом в молитве. Думаю, успешным в профессиональной или предпринимательской деятельности также. Ну и конечно, созидающим свой семейным очаг. Хорошим семьянином.

Раз мы заговорили о семье, расскажите о своих отношениях с детьми. Как вы их развиваете? Успеваете при вашей загрузке?

В последнее время, чтобы немного компенсировать свое отсутствие дома из-за частых командировок по преподаванию, стал по очереди брать с собой сына Илью или старшую дочь Анюту в поездки. В дороге прекрасно проводим время, даже когда молча наблюдаем за пейзажем. Но чаще беседуем на какую-нибудь практичную тему. А во время преподавания у детей есть возможность увидеть ради чего и ради кого папа уезжает. И мои ценности становятся и их ценностями.

Вообще, в нашем ежедневном графике присутствует совместное чтение Библии и семейная молитва. Периодически устраиваем просмотр какого-нибудь хорошего фильма и потом его обсуждаем. Принципы воспитания базируются на простых библейских истинах: «Что посеешь, то и пожнешь», «Бог гордым противится», «За все благодарите», «Почитай отца и мать», «От плода уст своих человек насытится добром». Как любой родитель, я хочу, чтобы мои дети выросли счастливыми. А это возможно только при помощи личного примера и проведенного совместного времени.

Какая мысль проходит красной нитью через все ваши послания, проповеди, жизнь? Что вы хотите сказать детям, своей церкви, миру?

Что наше христианство должно быть более Богоцентричным, а не человекоцентричным. А иначе мы заменим Божественное гуманистическими лозунгами. Если же Бог всегда будет в центре всей нашей жизни, по-настоящему Он, а не мы, тогда мир изменится. Мы изменимся. Церковь изменится.

---------

Книга "Церковь прошлого и будущего" издается в рамках проекта "Национальные евангельские авторы" — одной и немногих действующих издательских программ в бывшем Советском Союзе. Проект создан Ассоциацией «Духовное возрождение» | Mission Euarsia для поддержки отечественных авторов, а также для открытия новых имён и неизвестных ранее талантов.

Книга Александра Шульги готовится к изданию. Заказать её заранее, а также ознакомиться со всем ассортиментом издательской серии «Национальные евангельские авторы» можно, перейдя по ссылке

Беседовала Инга Че