• Главная
  • Епископ Борис (Гудзяк): Встречу Папы и Патриарха РПЦ не стоит преувеличивать или недооценивать...

Епископ Борис (Гудзяк): Встречу Папы и Патриарха РПЦ не стоит преувеличивать или недооценивать

12.02.2016, 10:51
Епископ Борис (Гудзяк): Встречу Папы и Патриарха РПЦ не стоит преувеличивать или недооценивать - фото 1
Встреча между Папой Франциском и Патриархом Кириллом, которая должна состояться 12 феврали, важна со многих сторон, поэтому нам следует молиться, чтобы ее сопровождал Святой Дух.

BG_ucu3.jpgВстреча между Папой Франциском и Патриархом Кириллом, которая должна состояться 12 феврали, важна со многих сторон, поэтому нам следует молиться, чтобы ее сопровождал Святой Дух. Для христиан и всех людей доброй воли всегда хороший знак, когда братья, которые удалились друг от друга, делают первый шаг навстречу. Разделение между Церквами является наибольшим соблазном среди последователей Христа и подрывает саму суть христианского свидетельства. Потому что оно показывает пренебрежение Христовой молитвой перед Его страстями: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе...» (Ин. 17:21).

Значение этой встречи не стоит преувеличивать или недооценивать. Она действительно историческая: встречаются церковные лидеры, являющиеся символическими личностями ассиметричной связи со многими парадоксами и нюансами. Ни одна Церковь не имеет монополии на добродетели и пороки. В Божьих очах церковное «качество» не является вопросом количества. Однако герои этой драмы имеют за собой разные наследства. Франциск – лидер миллиарда католиков и наиболее признанный моральный авторитет в мире. Кирилл – глава Русской Православной Церкви, которая все еще хромает после столетия советского преследования и еще ищет, как должен зазвучать ее моральный голос в постсоветском российском обществе.

Российские обозреватели отмечают, что за время Путина, руководство РПЦ, которое становилось все ближе к власти, пожертвовало своей свободой и подорвало свое пророческое призвание, взамен получая финансовую помощь от государства. Сегодня позиция Патриарха Кирилла в российском обществе значительно уступает позиции Путина, и роль РПЦ в общественном пространстве довольно маргинальна. В воскресных богослужении принимают участие меньше 20% россиян, что меньше, чем даже в наиболее секуляризованных странах Запада, а уровень абортов, разводов и алкоголизма один из наивысших в мире. Коррупция пронизывает все уровни российского общества. Жестко критикуя моральные проблемы Запада, Патриарх Кирилл, РПЦ и Владимир Путин не достигли значительных успехов в пропаганде христианского мировоззрения или способа жизни в самой России.

Церковные полномочия Папы Франциска в католической общине и его глобальная роль очень четкие, а вот Патриарх Кирилл представляет лишь часть мирового православия, которое стремится к единству. Даже больше, он находится в постоянной диалектике в отношениях с Вселенским Патриархом относительно влияния в мировом православии, что, в свою очередь, создает трудности, которые уменьшают возможности реальных достижений первого за многие столетия Всеправославного собора, который должен состояться на Крите в июне.

РПЦ представляет себя и считается наибольшей Православной Церковью. Однако стоит отметить, что почти половина паствы, которую она считает своей, в Украине. Все громче православные украинцы выказывают желание быть церковно независимыми от Москвы, откуда против них ведется война. И действительно, в Украине больше практикующих православных верующих, чем в России. Автокефальная и единая Украинская Православная Церковь, наверно, была бы самой многочисленной в православном мире, а поэтому и Путин, и Кирилл пытаются этому помешать. Необходимо понимать ассиметричность встречи между Папой и Патриархом – то, что они представляют, – чтобы правильно интерпретировать природу на последствие такой встречи.

Их встреча действительно имеет серьезную экуменическую важность и потенциал. Однако стоит помнить, что еще важнее и существеннее встречи между Римскими Архиереями и православными Патриархами состоялись более полстолетия назад. Прорывная встреча между Папой Павлом VI и Константинопольским Патриархом Атенагором в 1964 году привела к отмене взаимных экскоммуник, наложенных 900 лет назад. На протяжении последних четырех десятилетий святой Папа Иоанн Павел ІІ, Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск регулярно встречаются с первым среди равных среди православных Патриархов – Патриархом Константинополя – в Риме, Стамбуле и Иерусалиме, не только на Кубе.

Это ведет нас к значению места, выбранного для встречи между Франциском и Кириллом – Гаваны. Папа показывает смирение: он идет на территорию другого. В глазах многих россиян, ностальгирующих по советскому прошлому, Куба вроде родного места, последнего форпоста советской империи, которую Путин открыто пытается отстроить ценой политических потерь и человеческих жизней. Папа летит в Мексику, где должен пройти его пастырский визит, и делает остановку на Кубе, где его будет ждать Патриарх: в прямом смысле Папа едет к Патриарху. В ноябре 2014 года Папа Франциск открыто заявил о своей безусловной готовности встретиться с Кириллом. «Я поеду туда, куда вы хотите. Вы позовете, и я приду». Остановкой на Кубе, спустя лишь пять месяцев после предыдущего визита, Франциск выполняет свое обещание.

Во время юбилейного года Божьего Милосердия, Папа Франциск несет весть о Господней милости, солидарности и бесконечной любви во все концы. Его визит в Мексику должен стать очень эмоциональной пасторальной поездкой, и призыв к милосердию найдет отклик по всей Латинской Америке. Перед тем как обнять и ощутить объятья миллионов, он едет на встречу один на один.

Наверно, Франциск не будет говорить много. Его понтификат обозначен символичными жестами и простыми словами, которые находят отклик и уважение в мире. Понтифик имеет особую харизму и миссию, что касается не только католиков или христиан, – он говорит о надежде и страданиях всего человечества. Его солидарность с нищими, желание созидать мир и простота привлекают внимание всего человеческого общества. Эти приоритеты Папы – прямо или опосредованно – контрастируют с приоритетами Кирилла, чья национально-церковная идеология «русского мира поддерживает путинскую военную агрессию, чье служение направлено на политику близкого объединения между церковью и государством.

Встреча является символическим прорывом, что может привести к еще более значительным шагам в будущем. На протяжении последних 25 лет руководители РПЦ постоянно отвергали римские предложения о встрече Папы и Патриарха, и обосновывали эти отказы, ссылаясь на неудобства, что их создает восстановление и активность восточных католических церквей, особенно Украинской Греко-Католической Церкви, которые сохранили византийский обряд и управление, однако находятся в полном единстве с Римом. Какими бы ни были эти возражения, наконец понятно, что они не такие обоснованные, как утверждалось. Факт встречи Франциска и Кирилла предусматривает, что последний признает, что греко-католики в Украине уже просто так не исчезнут.

В конце концов, можно надеяться, что встреча с Папой Франциском, который является человеком мира, может привести к тому, что Патриарх Кирилл займет более пророческую позицию относительно российской военной агрессии в Украине. Роль России в разрушениях и насилии в восточной Украине, как и грубое нарушение международного права в российской аннексии Крыма не является секретом для мировой общественности. Встречаясь с Патриархом Кириллом, Пап Франциск открывает новое окно возможностей для УПЦ, чтобы артикулировать новую позицию, отойти от традиционной роли скрепления российского колониального господства. Украина четко заявила, что больше не является колонией. Теперь важно, чтобы РПЦ признала право украинцев на политическое и церковное самоопределение и самовыражение.

Наверно, темы, которые будут обсуждать Франциск и Кирилл, не будут явно политическими. Наоборот, их встреча будет встречей церковных лидеров, имеющих очень разный опыт, стиль, повестку дня и духовность лидерства. Не стоит ожидать революционных результатов. Однако, именно благодаря встречам происходит духовная перемена. Так что мы можем лишь молиться за хороший духовный плод встречи в Гаване.

Владыка Борис (Гудзяк) управляет епархией святого Владимира Великого в Париже, служит украинцам греко-католикам во Франции, Швейцарии и странах Бенилюкса. Кроме того, он возглавляет Отдел внешних церковных связей Украинской Греко-Католической Церкви и является президентом Украинского католического университета во Львове.

епископ Борис (Гудзяк)