• Главная
  • Кому выгоден раскол Православия в Украине?...

Кому выгоден раскол Православия в Украине?

30.12.2007, 18:46
Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук

Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук

Ответ можно дать сразу: руководству РПЦ и руководству УПЦ КП. Нужно прежде всего оговориться, что благо Церкви как таковой может иногда не совпадать с интересами отдельных иерархов или их совокупности. Поэтому когда далее будет говориться, например, об интересах РПЦ, следует помнить, что здесь не подразумеваются обязательно «интересы» Церкви как Тела Христова (последняя имеет вообще только один «интерес» — спасение людей; такие же понятия, как «единство юрисдикции», «автокефалия», «патриаршество», «каноническая территория», «влияние», «место в диптихе» и т. д. к спасению никакого отношения не имеют).

I. Заинтересованность РПЦ

1. Предположим (хотя это из области ненаучной фантастики), что раскол в Украине будет преодолен, например, полным покаянием и возвращением в УПЦ всех верующих и всех приходов УПЦ КП и УАПЦ. Это означает, что ряды УПЦ пополнятся большим количеством так называемых пассионариев, настроенных националистически-проукраински и способных составить сильный противовес аналогичным пассионариям в нынешней УПЦ, тяготеющим к российскому национализму.

Раскол целиком решает для РПЦ проблему украинского церковного национализма. Большинство как духовенства, так и ассоциирующих себя с православием мирян, приверженцев украинского национализма или симпатизирующих ему, либо находятся в УПЦ КП и УАПЦ, либо, пребывая в УПЦ, вынуждены публично не высказывать свои взгляды. В последнем случае это происходит прежде всего из боязни критики со стороны пророссийских пассионариев, критики нередко крайней, тяготеющей к бездоказательным обвинениям и оскорблениям. Украинский национализм в УПЦ не приветствуется, в отличие от активно пропагандируемого мирянами и рядовым духовенством национализма русского. Последний даже не распознается его носителями как национализм, а рассматривается как необходимая составляющая православного вероучения. Если бы раскола не было и православие в Украине было едино, русский национализм в УПЦ имел бы активное внутреннее противодействие, вероятно, даже подавляющее. Нынешнее положение раскола выгодно для РПЦ тем, что абсолютное большинство православных украинских националистов находятся вне УПЦ — в непризнанных раскольнических церквях, и не представляют поэтому никакой внутренней проблемы. Сам украинский национализм полемически отождествляется РПЦ с безблагодатными раскольническими юрисдикциями.

2. Предположим продолжение фантастического сценария: УПЦ, объединив все православные приходы Украины и получив тем самым украинскую националистическую подзарядку, обретает в полном составе законную автокефалию. Согласно официальной статистике суммарное количество приходов УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ составляет 16–17 тысяч (округленно: УПЦ — 11.000–12.000, УПЦ КП — 4.000, УАПЦ и ее осколки — 1.000). Не исключено, что к объединенной автокефальной УПЦ присоединилось бы также определенное количество приходов УГКЦ.

Вся РПЦ сейчас насчитывает 28 тысяч приходов (включая Молдову и Беларусь — более тысячи в каждой). Без УПЦ это число составит 16 тысяч. Таким образом, по количеству приходов объединенная автокефальная УПЦ будет равна оставшейся РПЦ или даже превысит ее, выйдя по этому показателю на первое или второе место в православном мире. Естественно, потеря УПЦ оказалась бы таким образом для РПЦ сильнейшим ударом. Раскол в Украине решает и эту проблему. Само существование раскола является для РПЦ козырным аргументом против любых разговоров об автокефалии УПЦ (обычная позиция такова: сначала — преодоление раскола, и только затем — любые изменения канонического статуса УПЦ).

Каким образом РПЦ может успешно не допустить решения проблемы раскола? Жесткими мерами по отношению к раскольникам. Прежде всего, это отрицание благодатности таинств в раскольнических юрисдикциях. РПЦ не признает даже крещений УПЦ КП, хотя они совершаются во имя Святой Троицы и по тому же самому чину, что и в РПЦ. В то же время РПЦ признает, например, крещения, совершаемые в Римско-Католической Церкви и, как правило, у тринитарных протестантов. Историческая практика, кстати, обычно была обратной: признавались таинства раскольников, имеющих неповрежденное догматическое учение, и отвергались таинства еретиков. Естественно, РПЦ не признает у украинских раскольников и таинства священства.

Эта позиция является непреодолимым препятствием для уврачевания раскола в Украине. При сохранении такого крайне жесткого подхода РПЦ к таинствам украинских раскольников, даже если УПЦ КП и УАПЦ захотят присоединиться к УПЦ, то все многотысячное духовенство этих церквей должно будет публично признать себя мирянами, долгое время совершавшими театрализованные действия — пародии на литургию и другие таинства. Далее, духовенство этих церквей должно будет также поставить в известность абсолютно всех своих прихожан, что таинства (и прежде всего все крещения), там совершенные, недействительны. Это означает, что сотни тысяч простых верующих в Украине, принявших крещение у раскольников или крестивших там своих детей, долгое время посещавших службы, исповедавшихся, причащавшихся, венчавшихся, должны будут согласиться с тем, что все перечисленное было фарсом, что они вообще не являются христианами и поэтому должны креститься или крестить детей, венчаться и т. д. заново. Причем духовенство раскольнических юрисдикций должно будет сделать это публично, так чтобы довести до сведения каждого человека в Украине, участвовавшего в их таинствах. Естественно, такие действия совершенно невозможны, и УПЦ КП и УАПЦ на такой шаг никогда не пойдут — что, собственно, целиком устраивает РПЦ.

II. Заинтересованность УПЦ КП

1. В УПЦ КП главным заинтересованным лицом в существовании раскола является Предстоятель этой церкви Патриарх Филарет. Если бы в 1992 г. он согласился с позицией РПЦ и не организовал раскола, то в настоящее время он был бы архиереем на покое — безо всякой власти, даже без подчиненной ему епархии. Раскол позволяет ему возглавлять сейчас вторую по величине религиозную организацию Украины, насчитывающую около 4.000 приходов. По этому показателю УПЦ КП, кстати, превышает многие автокефальные православные Церкви мира.

Далее, хотя в одну из версий украинской церковной истории Патриарх Филарет, преданный в РПЦ анафеме, войдет в качестве демонизированного персонажа, то в другой версии он окажется исключительно в положительной роли — самым пламенным борцом за автокефалию Украинской Церкви (уже законно обретенную или пока еще нет — неважно). При этом даже не имеет значения, является ли сам Патриарх Филарет убежденным националистом, или же его действия продиктованы в действительности только желанием власти — желанием, которое нынешний раскол Православия в Украине способен целиком удовлетворить. В случае же уврачевания раскола Патриарху Филарету пришлось бы отказаться от своего патриаршества и после покаяния признать себя простым монахом.

2. В существовании раскола также заинтересованы епископы УПЦ КП и УАПЦ. В настоящее время они возглавляют епархии, насчитывающие десятки и сотни приходов каждая. Преодоление раскола на поставленных РПЦ жестких условиях означает для архиереев этих Церквей прежде всего потерю власти. Далее, если бы раскола не было, то РПЦ не допускала бы рукоположения в епископы националистически настроенных кандидатов, и в УПЦ, подконтрольной РПЦ, эти епископы не имели бы шансов стать таковыми.

Последний вопрос: а кто же не заинтересован в расколе украинского Православия?

Ответ: Церковь.
Не та, которая обозначается какой-либо аббревиатурой, а та, которая Тело Христово. И в расколе совершенно не заинтересованы простые православные верующие Украины, для которых «игры патриотов» двух государств приносят гораздо больше вреда, нежели пользы.