Колонка Татьяны Деркач

Терроризм Шредингера

25.03.2016, 17:02
Терроризм Шредингера - фото 1
Чтобы богословски осмыслить глобальный терроризм, РПЦ придется прекратить играть в гибридное благочестие и перестать быть заинтересованной стороной в поддержке локального терроризма донбасского разлива.

Для разных случаев, встречающихся в мире,
Наука есть о том, как совесть делать шире
И как оправдывать греховные дела
Тем, что в намеренье не заключалось зла.

Ж.-Б.Мольер, «Тартюф»

В ночь на 22 марта мир содрогнулся от взрывов в Брюсселе. Без сомнения, это квалифицировано как террористическая атака. Увы, далеко не первая в Европе. До этого был прошлогодний кошмар в Париже. Хотя и он не стал почином: аналогичным террористическим атакам уже подверглись Мадрид в 2004 году и Лондон в 2005-м (норвежские события 2011 года стоят тут несколько особняком).

Российский политикум на брюссельскую трагедию отреагировал просто неприкрытым каминг-аутом: «Это вам расплата за то, что не сотрудничаете с Россией». Но с политикумом все понятно: циники на циниках сидят и циниками погоняют. Более интересна рефлексия церковных спикеров на эти события, причем не столько мировых, сколько российских. Интерес связан с подозрениями, что за спиной террористов может стоять конкретный режим конкретного государства, где находится центр управления РПЦ.

Патриарх КириллВ день теракта глава РПЦ послал королю Бельгии соболезнование, в котором были такие слова: «Бесчеловечными действиями террористы пытаются навязать всему миру идеологию насилия. Однако сегодня цивилизованное сообщество солидарно перед угрозой терроризма и выступает решительно против ненависти и разделения». Из этого текста следует, что РПЦ категорически не приемлет, во-первых, идеологию насилия, а во-вторых, признает, что западное общество – все же общество цивилизованное. Причем таковым его, по логике Патриарха Кирилла, можно считать именно в силу неприемлемости того самого пресловутого насилия. Очень интересный ход мысли, учитывая, что еще совсем недавно в адрес «европейских ценностей» и европейской цивилизации из восточных краев сыпались упреки во вседозволенности и даже «человекопоклонничестве». Патриарху ли Кириллу не знать, что в основе этого «безбожного безобразия» под названием «права человека» лежит как раз недопущение насилия и ненависти, если речь не идет об уголовных преступлениях, конечно. В этом плане показательна первая, беспримесная реакция европейского общества и силовых структур на беспорядки, устроенные беженцами из стран Ближнего Востока в начале этого года. Шок, паралич, бессилие – это естественная рефлексия общества, которое вшило отказ от насилия и ненависти себе в подкорку. Даже черный юмор «Шарли Эбдо» — естественная реакция. Помните выражение из фильма «Служебный роман»: «Ирония – маска беззащитности»? Вот тут то же самое. Налицо дилемма: или права человека с отказом от насилия в достижении своих целей – или бесправие человека, но с правом на терроризм. Терроризм – это не от вседозволенности. Это когда нечего терять, кроме своих цепей. Жест отчаяния и безысходности.

А на следующий день Патриарх открыл заседание высшего Церковного Совета РПЦ проповедью, в которой предложил «богословски осмыслить явление терроризма». Глава РПЦ вдруг, ни с того ни с сего, обнаружил «страдания людей, которых убивают во имя очень странного понимания того, как нужно бороться ради достижения своих земных целей». Значит, цели террористов в Брюсселе, как и ранее в Париже, были вполне земные. Даже если они формально могли прикрываться идеологией или даже религией. Хорошо, что Патриарх это зафиксировал.

Можно только воздать дань уважения той самой пресловутой Гаванской декларации, которая недвусмысленно провозгласила: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога». Это ее отблеск виден в проповеди Патриарха Кирилла. Но если сказали «А» — логично идти до конца и говорить «Б». Ведь рано или поздно главе РПЦ – если он последовательный человек – придется бескомпромиссно отрефлексировать то, что сегодня происходит на Донбассе в Украине. Посмотреть правде в глаза и признать происходящее не «междоусобной бранью» и «братоубийственной войной», а именно терроризмом. Причем, как это ни прискорбно для РПЦ, террористами придется признать отнюдь не украинские вооруженные силы. И тот факт, что цели этих людей отнюдь не духовные. А очень даже земные. Образ жизни нынешних «отжатых» у Украины «республик» тому доказательство. По плодам их познаете их. Мало того, что местное население спровоцировали на ненависть и насилие – то, что категорически на словах не приемлет Патриарх Кирилл, так еще и собрали под теми же лозунгами добровольцев со всех концов России. И превратили их всех в террористов. Результат налицо: мародерства, изнасилования, пытки, голод, безработица, нищета – таков теперь в ХХІ веке быт территорий, не подконтрольных Украине. Это не считая более миллиона беженцев и внутренне перемещенных лиц. Довольны? Это и есть ваша хваленая русская утопия, «высшая цивилизация», для достижения которой изначально объявили чуть ли не сакральную войну? А как же «страдания людей, которых убивают во имя очень странного понимания того, как нужно бороться ради достижения своих земных целей»? Да ну что вы! Страдают сирийцы, бельгийцы – кто угодно, только не украинцы. Украинцы просто справедливо наказаны за майданное своеволие. За ценой не постоим, не забудем-не простим.

Вот и получается: там мы терроризм видим, а здесь в упор не замечаем. Причем не замечаем, что террористами стали не только обычные граждане, шахтеры-трактористы, которые от безысходности идут в ополчение, потому что «нечем кормить семью». Не только добровольцы-отпускники-заблудившиеся десантники-кадровые офицеры из России. Но и клирики самой РПЦ вкупе со священноначалием, которое их негласно благословляет или молча покрывает. И рано или поздно это право на насилие и ненависть, преподнесенные как справедливость, доблесть и долг, дадут свои плоды там, откуда они были экспортированы. Не может терновник родить смоквы, как бы доморощенные православные мичуринцы ни старались. Россияне, стремящиеся в «Исламское государство», — тревожный звоночек. Ибо вдруг может ообнаружиться, что незачем ехать за тридевять земель, если «Исламское государство» вполне можно построить и у себя дома. По франшизе, так сказать. «ДНР» и «ЛНР», кстати, по такой франшизе и созданы, разве что с небольшой поправочкой на «европейскость».

Между прочим, Патриарх Кирилл, сам того не заметив, поставил вопрос о том, каковы пределы удержания «легитимной власти» в государстве с демократическим устройством. Война в Сирии – это, случайно, не плачевный результат «странного понимания» Башаром Асадом методов достижения «земных целей»? Не слишком ли высока цена? Конечно, если власть представить как следствие божественной санкции, то за нее можно пойти на любое число жертв. Ибо это уже не «земные цели», а очень даже «небесные», ради которых допустим даже государственный терроризм. Что уже было в ХХ веке неоднократно.

Но для того, чтобы богословски осмыслить глобальный терроризм, РПЦ придется прекратить играть в гибридное благочестие и перестать быть заинтересованной стороной в поддержке локального терроризма донбасского разлива. Для этого вполне достаточно действия «ополченцев» вывести за рамки религиозной мотивации, и в сухом остатке будем иметь банальное уголовное преступление, приведшее к тысячам невинных жертв. И Бог мира, а не неустройства, к этому не имеет ни малейшего отношения.

Последние колонки

Последние новости

Вчера
16 марта
15 марта