Двуликая УПЦ: имеем ли право на децимацию?

22 сентября 2014, 10:41 | Колонка Татьяны Деркач | 12 |   | Код для блога |  | 

Татьяна Деркач,

религиозный публицист

В последнее время в церковной среде как никогда актуальной стала тема преступления и наказания. Общество требует люстрации не только власти, но и Церкви, замешанной в разжигании беспрецедентной войны между Украиной и Россией. Принцип «это негодяй – но он наш негодяй» вызывает ответный взрыв негодования и часто наводит на мысль о допустимости самосуда. И сегодня, когда все возбуждены до предела, очень тяжело нащупать ту черту, за которой допустимая самооборона перерастает в тотальный погром. И тогда преступниками становятся все. Или по закону государства, или – что нас больше интересует – по закону Божьему. Но такая черта должна быть проведена, если мы не хотим скатиться в абсолютное людоедство.

В Древнем Риме высшей мерой наказания за дезертирство или предательство в войсках считалась децимация. Проштрафившееся подразделение разбивалось на десятки, причем абсолютно безо всякой системы, без учета личных качеств каждого бойца, его выслуги и непосредственного участия в дезертирстве. Внутри каждой десятки бросался жребий, определявший «козла отпущения», и те, кого жребий – выбор богов – миновал, должны были самолично осуществить казнь. Нет никакой личной ответственности за преступление, да и коллективная скорее похожа на человеческое жертвоприношение за всех, умилостивление богов за проявленную в бою слабость. Широко применялась децимация и в гражданскую войну в России, став одним из методов «работы» печально известных заградотрядов. Принцип тот же: казнят не виновного, а «на кого Бог пошлет». Причем, заметьте, командиры наказываемых подразделений принимают участие в процедуре на равных.

Но вернемся к нашим реалиям. Крупнейшая церковь в стране – УПЦ МП, которая претендовала на статус единственного морального и вероучительного авторитета, неожиданно для многих оказалась в авангарде антигосударственного и антиукраинского мятежа. Предательство? Да. Измена? Несомненно. Нож в спину и обух по голове. Шок и трепет. И, как следствие, жажда возмездия предателям. Но кому? Тем, кто непосредственно принимал участие во всей этой низости, не достойной ни христианина, ни просто человека? Увы. Эти люди почему-то недосягаемы. Кто бегал с кропилом по сепаратистским блокпостам, так и продолжает бегать (теперь уже, видимо, в качестве капеллана чеченских подразделений). А под нашу (конечно же, справедливую и заслуженную!) децимацию все чаще попадают те представители «проштрафившейся» Церкви, которые никогда не поддерживали ни Донбасского мятежа, ни аннексии Крыма, ни политики Путина, ни ввода «войск-освободителей». Классический случай, против которого протестовали пророки Иеремия и Иезекииль: кислый виноград едят одни, а оскомина непременно у других. Но есть ли это воля Божья? «Душа согрешающая – та умрет… Если кто праведен и творит суд и правду… поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он – праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез. 18:4-9).

Как же быть в этом непростом случае? Должна ли вся Церковь нести коллективную ответственность за чье-то индивидуальное преступление? К сожалению, мы бы никогда не пришли к мысли о таких варварских методах воздаяния, если бы не позиция самой УПЦ. Руководство которой упорно не понимает, что если на индивидуальном уровне ответственности за преступление – каноническое и законодательное – никто не несет, то в силу вступает закон ответственности коллективной, и наказание может происходить в лучшем случае по жребию, а в худшем – как при большевиках – сплошным порядком. Если это УПЦ кажется более справедливым и богоугодным, чем применение санкций к конкретным беспредельщикам в рясах, то нет никаких оснований для жалоб на реакцию общества. Закон есть закон: кто-то должен нести ответственность и быть наказан. Не хотите наказывать непосредственных преступников – будете вынуждены приносить жертву умилостивления из невиновных по жребию. Если не хотите гибели всей организации, под брендом которой происходят невообразимые для христиан вещи. Терпимость к бесчинствам внутри Церкви – прямой путь к перенесению ответственности за них на всех. Поэтому руководство УПЦ должно найти в себе силы сделать осознанный выбор: или преступление клира будет наказано «своими силами», или о содержимом всей бочки будут судить исключительно по запаху дегтя на поверхности.

А что делать остальным, тем, кто не принадлежит УПЦ МП? Если речь идет о христианах, то вспомним один из главных принципов, утверждаемых в Писании: «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Пр. 11:1). Нельзя судить одних за преступления других. По крайней мере, такие «коллективные» суды – в руках только Господа Бога, который один способен оценить меру вины каждого в общей трагедии отступничества.

Вспомним предательство Иуды. Никому в голову не придет возложить ответственность за действие одного на всех учеников Христа. А почему? Только лишь потому, что Иуда понес за свой грех индивидуальную ответственность практически сразу после совершения преступления, после которого среди учеников не находился. Предав Христа, он автоматически поставил себя вне Христа и вне первой христианской общины, в которой не мог находиться физически. Вспомним теперь предательство Петра. Он не вышел из общины учеников, но покаялся и всей своей последующей жизнью и смертью доказал верность не своей минутной слабости и страху, а Христу. И поэтому его отречение не только не вменилось всей первохристианской общине в измену, но и стало классическим примером способности человека к покаянию и исправлению. А сам Петр стал апостолом. Два разных пути, два разных выбора. Но в обоих случаях репутация общины не была поставлена под сомнение. «Вы не те ли, кто за 30 сребреников продает своего Учителя?» «Вы не те ли, кто трижды отрекается от Учителя за ночь?» Правда же, в такой формулировке о том, что есть Церковь Христова, не судят? Но это происходит только по одной причине: предательство влечет за собой либо наказание и отторжение виновного, либо искреннее покаяние. Разве беспрецедентное уничтожение священства Русской Церкви при большевиках – лучшего священства, надо сказать! – как возмездие за всю церковную систему, утратившую способность к самоочищению, не служит уроком нам всем сегодняшним?

Суды Божьи не наши суды. Но иногда Бог таки показывает нам Свою волю. Если очевидно лишает кого-то разума и способности к очищению. Если позволяет до такой степени укорениться в грехах и чувстве собственной безнаказанности, что со стороны путь человека кажется безумной игрой в мяч над пропастью во ржи. Бывает ли коллективный суд над Церковью у Бога? Да, бывает. Кем в глазах Всевышнего станет УПЦ – Пергамской ли церковью, Фиатирской или Лаодикийской? Это зависит только от самой УПЦ. Если в ней все еще верят в суды Божьи. Остальным надо просто помнить: «Душа согрешающая – да умрет. Если кто праведен – тот жив будет». Так говорит Господь.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
12комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • OL Amelin | 29 сентября 2014, 09:53
    Комментировать комментарий

    УПЦ (КП) не визнана в світі й цим все сказано !

    • yavir | 30 сентября 2014, 13:29
      Комментировать комментарий

      Подібні некритичні узагальнені твердження не йдуть на користь Вашій об’єктивності, а отже і правдивості. Не слід забувати, що РПЦ МП була свого часу, а саме з 1448 до 1589 (протягом майже 150 років!!!), також була неканонічною, за Вашими словами, невизнаною світом. ;-)

    • sandy1966 | 6 октября 2014, 20:13
      Комментировать комментарий

      И что с того, что ПОКА УПЦ КП не признана? Что с того? Временное непризнание - это испытание на прочность и его прошли почти все поместные Православные Церкви. Сама же Православная Российская Церковь (ПРЦ) была не признана целых 141 год - полтора столетия. И - что с того??? Хотите сказать, что в Московии полтора века НЕ ПРАВИЛЬНО венчали на Царство царей? Или неправильно крестили детей? Или не правильные были канонизированы святые? Не смешите! А вот Ваша любимая РПЦ МП - это вообще сталинское образование из осколка загубленной большевиками ПРЦ, её вообще и церковью-то называть нельзя в соответствии с канонами, раз создана безбожником-сатанистом. Наша УПЦ КП проходит огненное испытание и непременно победит бесовские силы. Это лишь дело ближайшего времени. Андестенд?!

  • mochorev | 24 сентября 2014, 21:44
    Комментировать комментарий

    На жаль УПЦ Московського патріархату завжди потурала антиукраїнським діям українофобських сил. На словах декларуючи відстороненість від політичних процесів, УПЦ насправді весь час демонструвала заангажованість та підтримку бувшій владі. І тому закономірним є екстремізм і підтримка духовенством цієї церкви загарбників та терористів. А індивідуальні злочини "пастирів" є лише проявом колективного злочину церкви на чолі з її Синодом та Предстоятелем, які не тільки не засудили тероризм та вбивства,а , впевнений, співчувають цим варварами,виправдовуючи себе ідеєю "русского мира" та вірністю " святій Русі".

  • Валерій | 22 сентября 2014, 14:07
    Комментировать комментарий

    Брехлива, та вкрай агресивна стаття. Брехлива тому, що в її основі - прихований тезис, про те, що Церква зобов"язана прислужувати державі, цитую:"Зрада? Так. Віроломство? Безсумнівно". У якості доказу приводиться фраза про "зрадницьких" священників:"хто бігав з кропилом по сепаратистським блокпостах, так і продовжує бігати". І це усі аргументи на користь "злочинів" УПЦ, за які церкву вкрай необхідно, на думку авторки статті, покарати! І ані слова про те, що в Україні церкві відділена від держави, і першочергова її задача - задовільняти духовні потреби людини, а не прислужувати привладним силам. І не важливо, яких ця людина політичних переконань, лвівський націоналіст, чи донецький ополченець. До речі, на Майдані, де озброєні протестувальники стріляли в "Беркут" було повно священників, які підбурювали народ до активних дій стосовно повалення законної на той час влади. І ніхто їх за це не засуджував.

    • firemark | 22 сентября 2014, 14:34
      Комментировать комментарий

      Сколько уже можно эту сказку о расстреле безоружных беркутят вооруженными протесующими? Вы хоть сами в это верите? Кто был первый убит - "беркутенок" или демонстрант? И вообще, нормальный человек без садистских наклонностей пойдет служить в "Беркут"? Что бы вы не говорили, а Правда победит! Потому, что Правда - это Бог.

    • sandy1966 | 6 октября 2014, 20:01
      Комментировать комментарий

      Брехун ты коммунячий! Никакие священники на майдане не подбивали толпу на активные действия - это бред рашистов из УПЦ МП. Батюшки молились ЗА МИР. Или у тебя есть ФАКТЫ обратного??? Предъяви их, брухун!

  • vasyltk | 22 сентября 2014, 11:47
    Комментировать комментарий

    можна з усім згодитися окрім цього " несподівано для багатьох виявилася в авангарді антидержавного і антиукраїнського заколоту. Зрада? Так. Віроломство? Безсумнівно. Ніж в спину і обух по голові." Несподіванкою дії УПЦ не були, вона ніколи не відрікалася своїх прорадянських (проросійських) позицій, вручала КПУ медалі та ордени, а вони їм, тому з їхньої сторони не було ні зради ні віроломства, вони лизали руку кремля і залишилися йому вірними. ХТось можливо, заперечував всі ті факти, дурив сам себе, зрештою, й тепер вперто не хоче визнати свої помилки, що ж тут поробиш?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Точка зрения

  • 13 мая 2016, 07:40 | Комментарии | 

    Налоговая ловушка для религиозных организаций

    Всё чаще власть формирует государственную политику в сфере религии по принципу создания проблем для свободы вероисповедания и религиозных организаций с последующим отчаянным поиском способов их решения.

  • 7 мая 2016, 20:09 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Omnes viae Romam ducunt

    Не успели затихнуть баталии по поводу Гаванской декларации, как с Папой случился новый конфуз. Депутат Госдумы РФ от КПРФ некто Дорохин на аудиенции с Понтификом подарил Папе предмет, который в России считают «символом победы над фашизмом» - так называемую георгиевскую ленточку. Поведение депутата абсолютно вписывается в логику имитационной программы Кремля: застолбить как можно больше мест своими символами, и тем создать впечатление у местного обывателя, что весь мир вращается вокруг Москвы.

Последние комментарии

  • Михаил | 23 мая 2016, 19:59

    Автокефалия возможна, даже, наверное, нужна, но только законно и канонически, без всякой дурости типа "упц кп". Пусть обманутые люди придут в УПЦ, потом поставить вопрос об автокефалии,

  • 13moiseev | 23 мая 2016, 18:42

    Владыка который кроме путишесвий нигде не светился, начал разбираться в церковной полемике? Не смешите мои подковы!

  • Arxidiakon | 23 мая 2016, 18:28

    Правильно надоозаглавить перед всем названием слова Крымская епархия, а то получается расписываетесь за всю УПЦ. Не хорошо...

  • Кропива | 23 мая 2016, 15:58

    А мне кажется, что владыка Александр дозрел. Хватает же ему ума, хитрости, предприимчивости, чтоб вот так аккуратно, дипломатично гнуть линию создания автокефалии. И наверняка в автокефальной Церкви

  • BBC | 23 мая 2016, 15:12

    Митрополит Олександр ще не дозрів до таких висловлювань...в свому житті він отримав - все і зразу. А свідомо провокувати на конфлікт - це вина таких як митрополит Олександр. Є своє бачення -