• Главная
  • Весна нового Папы: в марте Ватикан был в фокусе светских СМИ...

Весна нового Папы: в марте Ватикан был в фокусе светских СМИ

15.04.2013, 11:53
Весна нового Папы: в марте Ватикан был в фокусе светских СМИ - фото 1
Если волна материалов об отречении Бенедикта XVI в феврале не обошлась без довольно многочисленных искажений, конспирологии и искусственной скандализации этого события, то новый Папа оказался источником сплошного медийного позитива.

Главной религиозной темой, освещаемой светскими средствами массовой информации в марте 2013 года, стало проведение Конклава и избрание нового Понтифика – Папы Франциска. И если волна материалов об отречении Бенедикта XVI в феврале не обошлась без довольно многочисленных искажений, конспирологии и искусственной скандализации этого события, то новый Папа оказался источником сплошного медийного позитива.

Среди других популярных в светских СМИ тем: состояние украинских священников и их образ жизни, реакция представителей Украинской Православной Церкви Московского и Киевского Патриархатов на проект закона о запрете сексуальной дискриминации, борьба представителей Украинской Греко-Католической Церкви с сектой Догнала, конфликт вокруг выселения художественной галереи «Равлик» из церкви Петра и Павла во Львове. Ощутимо уменьшилось количество материалов о взаимоотношениях Церкви и политики, зато стало больше публикаций просветительского характера.

Понтифик без понтов

Светские средства массовой информации отслеживали и обсуждали ход Конклава, личность нового Понтифика и его первые шаги, уделяя особое внимание его подчеркнуто скромному поведению и отказу от привилегий Главы Церкви. Заинтересовал отечественные СМИ и тот факт, что Папа Франциск знаком с УГКЦ и ее Главой – Верховным Архиепископом Святославом.

4 марта СМИ сообщили, что в Ватикане начались консультации по поводу кандидатуры нового Папы. Немало изданий публиковало перечень вероятных преемников Бенедикта XVI («Подробности», «Подробности», «Український тиждень», «Главком», «Главком», «Українські новини», РБК, ТСН, Zaxid.net, «Коментарі», «Українські новини», «Корреспондент», «Корреспондент», «Корреспондент»). Характерно, что в этих прогнозах не упоминалось имя кардинала Хорхе Бергольо.

СМИ проинформировали читателей о том, что переговоры о назначении даты Конклава велись несколько дней и не были легкими, к тому же на одно из заседаний проник самозванец («Главком», ТСН, «Левый берег»). Впрочем, уже 8 марта стало известно, что Конклав начнется 12 марта и в нем примут участие 115 кардиналов. Из-за подготовки Конклава для туристов была закрыта Сикстинская капелла, где будут проводиться заседания, и заглушена сотовая связь на ее территории. Со ссылкой на американские СМИ украинские издания сообщили, что среди американских и итальянских кардиналов шли споры по организационным вопросам («Подробности»). Представители Ватикана сообщили, что не ожидают быстрого избрания Понтифика («Подробности»,  Радіо Свобода). Немало изданий отметилио, что кардиналы из Украины не будут участвовать в Конклаве из-за своего более 80-летнего возраста. Некоторые издания обратились к истории конклавов («Український тиждень»), почти все описали процедуру и традицию избрания Папы.

Светские издания сообщили о начале выборов Главы Католической Церкви и первых трех раундах нерезультативных голосований. Вечером 13 марта стало известно, что из трубы пошел белый дым, а, следовательно, Понтифик был избран. Внимание светских изданий сосредоточилось на личности новоизбранного Папы Римского – архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Издания акцентировали на том, что это первый иезуит и первый латиноамериканец на папском престоле. «Подробности» утверждали, что новоизбранный Папа малоизвестен даже в церковных кругах. Удивлены выбором Конклава были как мировые СМИ, так и эксперты («Український тиждень»). Интересно, что, по информации изданий, в избрание Бергольо не верили даже букмекеры – ставки на его победу не были очень высокими («Корреспондент»).

В целом информация о новом Папе была положительной, но нашлась веха его биографии, вызвавшая в СМИ немало вопросов. Издания сообщили о том, что в   свое время Бергольо был замешан в нескольких делах времен Хунты и приложил мало усилий, чтобы поддерживать священнослужителей и родственников пострадавших от Хунты в Аргентине в 1976–1983 годах («Подробности», «Український тиждень», «Корреспондент», ТСН, «Главком», «Дзеркало тижня», «Українські новини» и др.). Впрочем, эти утверждения были опровергнуты Ватиканом («Подробности», «Українські новини», ВВС и др.).

Многие СМИ рассказали о жизни и служении нового Папы («Подробности» (1, 2), «Український тиждень», «Главком», «Українські новини», ТСН, ТВі, «Дзеркало тижня», статья Екатерины Щеткиной «Папа з краю світу» в газете «Дзеркало тижня», «Корреспондент» (1, 2, 3, 4), материал Елены Пушкарской и Артема Скоропадского «Урочиста відкритість» в «Коммерсанте» и др.). Отмечали консервативные взгляды Папы Франциска («Українська правда», «Главком», Радіо Свобода, «Дзеркало тижня», Zaxid.net и др.), признавая, впрочем, его реформаторские способности во многих вопросах. Не обошлось без налета желтизны – ТСН написали о несчастной любви юноши Хорхе как основной причине того, что он стал священником.

Эксперты дали разную оценку как персоне новоизбранного Папы Римского, так и перспективам, открывшимся перед Церковью с его избранием. Религиовед Андрей Юраш назвал Франциска компромиссной фигурой («Український тиждень»). Он же отметил, что новый Папа будет продолжать генеральную линию своего предшественника, назвав его реинкарнацией Бенедикта XVI в богословском смысле («Український тиждень», Zaxid.net). Религиовед Юрий Черноморец высказал мнение о том, что с Франциском Церковь рискнула, но уверена в его святости и честности (Liga.net). Руководитель РИСУ Тарас Антошевский и президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский подчеркнули, что новый Папа будет объединять людей вокруг вопросов веры («День»). Последний добавил, что постепенно католицизм будет смещаться на юг, где верующих Церкви интересуют совсем другие вопросы, чем европейцев, у которых в целом значительно более высокий уровень жизни и которые ожидают от Папы радикальных изменений, в частности, разрешения рукополагать женщин, отмены целибата и т.п. (Радіо Свобода, ТСН, ВВС, «Корреспондент»). О реформистском духе нового Папы говорил и епископ РКЦ в Украине Станистав Широкородюк (ВВС, «Корреспондент»). Религиовед Орест Вильчинский отметил, что знание Папой ситуации в УГКЦ является едва ли не самым большим его плюсом («Україна молода»). Он отметил и его способность к диалогу с некатолическими христианами и представителями других религий, как следствие возрастания в поликонфессиональной и поликультурной среде («Український тиждень»). Об активной поддержке восточных католиков со стороны нового Папы говорил и богослов о.Игорь Бойко («Україна молода»).

УНІАН и ТСН отметили, что избрание Папы вызвало огромный интерес в обществе, в частности, в Интернете. Они акцентировали на том, что впервые со времен раскола 1054 года на коронации Папы будет присутствовать Вселенский Патриарх, а Бенедикт XVI будет отсутствовать («Подробности», «Українська правда», 5 канал, Zaxid.net).

Интерес вызвали и первые шаги Папы – его подчеркнутая аскетичность, отказ от многих привилегий и соответствующих статусу предметов роскоши, открытость к людям и определенная жертвенность. Об этом писали все светские СМИ, называя Франциска «Папой бедных» («Україна молода», ВВС и др.) и акцентируя на том, что поведение Понтифика является нетипичным для современных церковных иерархов. Поступки и высказывания Франциска вызвали положительную реакцию как журналистов, так и экспертов. Правда, не всем такая скромность пришлась по душе – в ​​медиа появился комментарий Главы УПЦ КП Патриарха Филарета, который раскритиковал Франциска, в частности, за отказ от «папамобиля», назвав это «работой напоказ».

Особое внимание украинских СМИ было приковано к вероятному влиянию избрания Папы Римского на религиозную жизнь Украины. Немало изданий пыталось спрогнозировать будущее развитие УГКЦ в свете этих событий, ведь сразу стало известно, что архиепископ Хорхе Бергольо хорошо знаком с обрядом и историей украинской Церкви и даже является воспитанником греко-католического священника отца Степана Чмиля. Кардинал Любомир (Гузар) вспомнил, как тогда еще архиепископ Бергольо здоровался с ним по-украински, отметил, что Понтифик сентиментален по отношению к Украине, и выразил надежду на визит Папы в нашу страну.

СМИ распространили слова Главы УГКЦ Верховного Архиепископа Святослава (Шевчука) о том, что он пригласил Папу Франциска в Украину на празднование 1025-летия Крещения Руси (УНІАН, «Український тиждень», РБК, ТВі, «Дзеркало тижня», «Сегодня», «Фокус», «Левый берег», Zik, Zaxid.net, «Коментарі»). Позже, это заявление было повторено уже без указания даты (УНІАН, «Українські новини», «Главком», «Коммерсант», «Фокус», «Коментарі»). Представители РКЦ также пригласили Папу в Украину (УНІАН-релігії). УПЦ (МП) не замедлила отреагировать на такую ​​активность католиков – протоиерей Георгий Коваленко в комментариях СМИ отметил, что вероятный визит Понтифика должен быть согласован с православными, которые составляют большинство верующих в стране (УНІАН-релігії, «Коммерсант», ТСН, «Корреспондент», Zik). Впрочем, в апостольской нунциатуре и посольстве Украины при Святом престоле порывы УГКЦ несколько охладили: визит Папы Римского возможен, но не в этом году (УНІАН-релігії, «Українські новини», «Український тиждень», «Главком», РБК, «Сегодня», «Левый берег», Zik, Zaxid.net).

В УГКЦ сразу заговорили о повышении шансов получения Патриархата. Высказался по этому поводу и кардинал Гузар, который считает, что УГКЦ имеет шанс получить Патриархат с новым Папой, поскольку уже созрела для этого (УНІАН, «Українська правда»). Руководитель департамента внешних связей УГКЦ Олекса Петрив назвал выбор Конклава правильным и хорошим для греко-католиков («Подробности»). Роман Малко из «Українського тижня» дал материалу о назначении Понтифика довольно претенциозный, но выдержанный вполне в духе тогдашних настроений заголовок – «Маємо українського папу», охарактеризовав нового Понтифика как источник надежд УГКЦ на Патриархат. Виталий Червоненко из «Главкома» в материале «Новий Папа – друг України» назвал Папу Франциска козырем в борьбе за Патриархат.

Политтехнолог Олег Медведев высказался о Папе Франциске как о «своем человеке греко-католиков в Ватикане» (ТСН). Тарас Антошевский отметил: тот факт, что Папа хорошо знаком с греко-католиками, очень важен, поскольку до сих пор отношение к ним было не всегда равноправным (Zik). Вице-ректор Украинского католического университета Олег Турий также положительно высказался об избрании Папы и отметил, что у УГКЦ есть надежда на Патриархат (Zik). Представитель УГКЦ о.Игорь Яцив акцентировал, что получение Патриархата греко-католиками является не требованием к Понтифику, а ожиданиями от него (ВВС, «Корреспондент»). По его словам, Патриархат должен повлечь за собой внутреннее развитие Церкви, а провозглашение – это лишь внешнее проявление (Радіо Свобода).

Впрочем, не все эксперты согласились с тем, что вопрос Патриархата будет решен легко. Доцент кафедры культурологии Киево-Могилянской Академии Игорь Лосев выразил мнение, что Ватикан ведет торги с Московским Патриархатом, и УГКЦ у них разменная монета. Если бы в Риме хотели Патриархат для греко-католиков, его бы предоставили еще при Иосифе Слипом, и позже для этого было много возможностей (ТСН). Религиовед Андрей Юраш высказался о перспективе Патриархата УГКЦ так: новый статус Греко-Католической Церкви будет зависеть от готовности Папы Римского выдержать истерику Московского Патриархата («Український тиждень»). Но он отметил, что Украина не будет среди приоритетных направлений деятельности нового Понтифика, который обратит свой ​​взор на страны «третьего мира» («Український тиждень»). Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов высказал мнение, что предоставление УГКЦ статуса Патриархата приведет к религиозному и политическому напряжению в Украине, поскольку вызовет сопротивление России и желание, как минимум, «испортить праздник» («Главком»).

Публикация Теодора Спитюка «Quo vadis, українська Церкво?» (Zaxid.net) несколько выделялась из числа других материалов. Автор раскритиковал увлечение украинских медиа тем, что Папа был воспитанником украинского священника, и надежды на перспективы Патриархата УГКЦ, ведь сам Папа не декларировал таких намерений, и отсутствие внимания к социальным вопросам, первоочередность и важность которых подчеркнул Понтифик. Критикует автор и язвительные высказывания православных иерархов – Главы УПЦ КП Патриарха Филарета и настоятеля Киево-Печерской Лавры митрополита УПЦ (МП) Павла.

Не заставил себя долго ждать и ответ от Русской Православной Церкви – хотя Патриарх Кирилл поздравил Папу («Подробности», «Главком», «Коментарі»), иерархи РПЦ высказывались довольно резко. Митрополит Волоколамский Иларион отметил, что если Папа будет поддерживать униатов, это не приведет к добру, и назвал греко-католиков причиной осложнения отношений РПЦ и Ватикана («Коммерсант», «Главком», «Український тиждень», ТСН, «Корреспондент»). Такое мнение поддержали и российские эксперты, в частности представитель Института стран СНГ Кирилл Фролов («Коммерсант», «Главком», «Корреспондент»). Впрочем, религиовед Виктор Еленский считает, что Папа вряд ли будет прислушиваться к РПЦ, и выразил сомнение, что Понтифик начнет диалог с Московским Патриархатом в ущерб УГКЦ («Коммерсант»). А вот «Голос» трактовал слова эксперта наоборот – «необхідність налагодження діалогу з православним світом стане для Папи пріоритетом, можливо, навіть на шкоду греко-католикам».

Но в целом православные одобрительно восприняли новость об избрании Понтифика. Митрополит Владимир поздравил Папу Франциска с избранием (УНІАН-релігії). Митрополит Феодосийский и Керченский УПЦ Платон, который лично знаком с Франциском, назвал его неординарной личностью (УНІАН-релігії, «Український тиждень»), к тому же хорошо осведомленной в православии и украинских традициях («Фокус»).

Правда, настоятель Лавры митрополит Павел достаточно критически высказался по поводу всеобщего увлечения персоной Франциска, возмутившись тем, что украинские медиа активно освещали избрание Папы. «У них, може, і Папа, а у нас Блаженніший Митрополит Володимир», – заявил он (УНІАН-релігії, «Український тиждень», «Главком», «Левый берег»). Пресс-секретарь УПЦ (МП) протоиерей Григорий Коваленко высказал мнение, что с избранием нового Папы отношения между католиками и православными не изменятся («Подробности», «Фокус»). Отреагировали на избрание Папы и пророссийски настроенные маргинальные политики, в частности Наталья Витренко, заявившая, что визит Папы не может состояться без согласования с главой РПЦ («Главком», «Коммерсант», ТСН, «Корреспондент»).

Традиционно некоторые СМИ акцентировали на скандалах вокруг Католической Церкви («Подробности», ТСН, ТСН, «Корреспондент», «Левый берег», «Коментарі»). ТСН вспомнила о пророчестве Нострадамуса, согласно которому Папа Римский Франциск станет последним.

Интересовала СМИ и реакция мировых и украинских политических деятелей на избрание Папы Римского. Президент США Барак Обама заявил, что, кто бы ни стал Понтификом, американское правительство не будет влиять на его деятельность (УНІАН). В то же время Обама был одним из первых, кто поздравил новоизбранного Понтифика («Подробности», ТВі, Радіо Свобода, «Корреспондент»). Поздравили Папу Франциска и Ангела Меркель, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и другие (Радіо Свобода, Zik).

Довольно странное заявление сделал исполняющий обязанности президента Венесуэлы – он считает, что умерший незадолго до Конклава Уго Чавес, находясь «на небесах», мог повлиять на избрание Папы с территории Латинской Америки (УНІАН, ТСН). Интерес латиноамериканцев к избранию Понтифика из Аргентины обернулся для некоторых политических деятелей проблемами – так, мэра Мехико оштрафуют за то, что он самовольно уехал на интронизацию Папы (УНІАН). Украинские лидеры не остались в стороне. Виктор Янукович поздравил Папу Франциска с избранием (УНІАН-релігії, РБК, «Дзеркало тижня», «Корреспондент», Zik), а Юлия Тимошенко направила ему послание, в котором выразила надежду, что Папа будет бороться с авторитарными режимами и уничтожением прав людей на территории бывшего СССР («Українські новини», «Український тиждень», «Главком», «Коментарі», Zik).

В целом, эта тема вызвала искренний интерес СМИ – значительно больший, чем в свое время избрание Бенедикта ХVI. Это довольно редкий случай, когда украинские медиа оказались в мировом информационном мейнстриме. Если эфирные телеканалы не слишком внимательно освещали Конклав, то интронизацию Папы Франциска украинские телезрители уже могли увидеть. Возможно, предпосылкой такого особого внимания было то, что СМИ были «разогреты» отречением Бенедикта XVI, однако нет сомнения, что главную роль в этом сыграла личность самого Франциска и его радикальное отличие от большинства представителей украинского духовенства, которые зачастую становятся героями публикаций СМИ.

Крещение без единства

volodymyr_pamjatnyk.jpgНа фоне потока информации о новоизбранном Понтифике, его аскетичности и простоте особенно разительно отличались новости о перипетиях вокруг торжественного празднования 1025-летия Крещения Руси. В СМИ появились заявления церковных иерархов, которые не могут поделить право эксклюзивно распоряжаться этим мероприятием.

Как известно, на торжествах запланировано присутствие Главы РПЦ Патриарха Кирилла (УНІАН-релігії). Он заявил, что не будет принимать участия в официальном праздновании 26 июля во Дворце «Украина», если там будет присутствовать Глава УПЦ КП (подавляющее большинство изданий републикувало эту новость со ссылкой на «Коммерсант»). В свою очередь, в Киевском Патриархате отметили, что Патриарх Филарет готов участвовать в государственных мероприятиях, на которых будет присутствовать Кирилл. Также было отмечено, что Кирилл является гостем и странно, что гость ставит условия (ТСН, «Дзеркало тижня», «Сегодня», «Коментарі»). Руководитель РИСУ Тарас Антошевский назвал позицию Кирилла ожидаемой, но странной («Коммерсант», «Український тиждень», «Подробности», РБК, Zik). Эксперт Андрей Юраш оценил такие заявления Главы РПЦ как продолжение политики РПЦ («Україна молода») и назвал действия Главы РПЦ сознательным провоцированием конфликта между украинскими Церквами (Zik).

Между тем, Собор РПЦ принял постановление о важности праздника, а Предстоятель УПЦ (МП) Митрополит Владимир написал письмо, в котором предложил Главе РПЦ возглавить международный организационный комитет по празднованию (УНІАН-релігії). 27 марта состоялось первое заседание комитета в Москве, в котором приняла участие делегация УПЦ (МП) и официальные лица – вице-премьер Константин Грищенко и представители Церкви (УНІАН-релігії, «Український тиждень», Zik). Также на заседании присутствовала официальная делегация Беларуси (УНІАН-релігії).

В УПЦ (МП) также объяснили, что совместные с «раскольниками» торжества для них неприемлемы (УНІАН-релігії, Zik), а Глава РПЦ был назван преемником киевских митрополитов. Заявления Филарета в УПЦ (МП) назвали ориентированными на политически заангажированную и нецерковную аудиторию.

Очевидно, что речь шла о резонансном заявлении Патриарха Филарета в эфире 5 канала о том, что праздник Крещения Руси, в первую очередь, должен быть объединяющим для украинского народа, а Москвы тогда, когда Русь крестили, еще не было, поэтому россиянам рано праздновать (УНІАН, «Подробности», «Український тиждень», «Главком», ТВі, Радіо Свобода, «Дзеркало тижня», «Фокус», Liga.net, «Корреспондент», «Левый берег», Zik, Zаxid.net). Патриарх также подчеркнул, что не будет встречаться с Главой РПЦ во время богослужений, а лишь во время торжественного празднования во Дворце «Украина». Также он отметил, что если бы имел возможность встретиться с Кириллом, то сказал бы ему, что время идей о подчинении украинской Церкви русской уже прошло («Коментарі»).

Между тем, Глава УГКЦ тоже сделал заявление о том, что греко-католики официально будут праздновать вместе с другими христианскими конфессиями (УНІАН, «Главком»). СМИ сообщили и о государственной поддержке праздника, в частности, включении книг о крещении в госзаказ (УНІАН-релігії) и создании координационного штаба по обеспечению безопасности и правопорядка («Дзеркало тижня»).

Полным ходом идут приготовления к празднику в Церкви – СМИ проинформировали о написании иконы «Собор прилуцких святых» на Черниговщине (УНІАН-релігії), перспективах освящения храма Иоанна Крестителя в Днепропетровске (УНІАН-релігії, «Коментарі»), сооружении монумента 1025-летия Крещения Руси и реставрации монументов князю Владимиру, княгине Ольге, других сакральных сооружений и т.п. в Киеве (УНІАН-релігії, «Українські новини», Zik).

Характерно, что «Українська правда» (перепечатка «Українського тижня») из всего массива информации о предстоящем праздновании распространила только ляп Виктора Януковича о том, что Украина собирается праздновать 125-ю годовщину Крещения Руси. Роли Президента в праздновании посвящен и острый материал Екатерины Щеткиной «Клірики зіграють в масовці» («Коментарі», «Главком»). Автор подчеркнула, как важно Януковичу принимать участие в праздновании Крещения Руси, где ему будет отведена роль наследника князя Владимира. Священники же будут лишь фоном для главы государства. Журналистка задалась вопросом, почему организацией религиозного праздника занимаются чиновники, и сказала, что «новый уровень» – это не размах торжеств, а отбор участников. Автор отметила, что совместная литургия или молебен будут невозможными.

Чья Пасха?

31 марта христиане западного обряда отмечали один из важнейших христианских праздников – Пасху. Украинские СМИ уделили достаточно внимания этой теме, но кое-где расставляли странные и порой ложные акценты. Как известно, в этот день праздник Воскресения Господня отмечали католики, протестанты, большинство православных мира. Однако немало изданий «забыли» о некоторых конфессиях. Так, по версии светских СМИ, в этот день праздновали католики («Подробности», РБК, «Корреспондент», «Левый берег», «Коментарі»), 700 тысяч римо-католиков («Подробности»), центром торжеств для которых в Украине стал Львов; римо-католики и армяне (Zik, Zaxid.net), римо-католики, армяне, англикане, лютеране («Український тиждень», ТСН), христиане западного обряда («Українські новини», ТВі). Очевидно, что такая избирательность – это или недостаток знаний и пребывание во власти стереотипов, или банальная невнимательность к нюансам, вроде несущественных для светского издания.

СМИ также писали о праздновании Вербного воскресенья («Подробности»), Чистого четверга (5 канал), Страстной пятницы («Подробности», РБК, Zik). Вспомнили и традиционные торжества, в частности, Крестный ход в Иерусалиме («Подробности», 5 канал), ход в Риме, который возглавил Папа Римский Франциск (ТСН, 5 канал). Внимание изданий привлекла и Пасхальная месса, отслуженная Папой Римским Франциском в Ватикане, где на площади Святого Петра собралось более 250 тысяч верующих (УНІАН, «Подробности», «Український тиждень», «Українські новини», 5 канал, «Дзеркало тижня»).

Янукович поздравил христиан западного обряда с Пасхой (УНІАН, «Укранські новини», «Главком»). Но это была чуть ли не единственная реакция украинской власти на один из важнейших христианских праздников. Только в Виннице католики смогли взять выходной 1 апреля (УНІАН-релігії). Что же в других городах? Ситуация хуже или просто об этом никто не пишет? Какие права имеют римо-католики и представители других конфессий по сравнению с православными, празднование Пасхи которыми возводится в ранг едва ли не государственного праздника?

Также никто, кроме УНІАН, не обратил внимания и на непростое положение римо-католиков Севастополя, которые уже много лет пытаются вернуть помещение бывшего храма Святого Климента, где расположен кинотеатр «Дружба». В этом году ситуация осложнилась тем, что площадь перед храмом, на которой всегда проводились богослужения, была разрыта и католики были вынуждены проводить Пасхальную службу в парке. Эта ситуация – яркое отражение сложной религиозной ситуации в Украине с ее декларируемым равенством конфессий.

Волынская трагедия

Еще одной противоречивой темой стала попытка УГКЦ и РКЦ сделать совместное заявление по поводу 70-й годовщины Волынской трагедии. Напомним, что еще в начале года было анонсировано совместное заявление этих Церквей по поводу годовщины трагических событий времен Второй мировой войны, когда украинцы и поляки убивали друг друга. Эти события очень неоднозначно воспринимаются как в украинском и польском обществах, так и в кругу ученых. С целью сгладить острые углы в этой полемике был разработан проект совместного заявления, основное послание которого сводилось к фразе «прощаем и просим прощения».

Но, как стало известно из польских источников еще 6 марта, совместного заявления УГКЦ и РКЦ не будет, поскольку Церкви не смогли договориться об общей позиции. Архиепископ РКЦ в Украине Мечислав Мокшицкий заявил, что призывы УГКЦ о христианской оценке событий являются чистой риторикой, поскольку там не упомянуто о причине трагедии – идеологии национализма. Также он отметил, что формула должна звучать «извиняемся и просим о прощении», поскольку ни одна из сторон не имеет морального права формулировать «прощаем и просим прощения» («Історична правда», Радіо Свобода, Zaxid.net).

Но позже Синод епископов Киево-Галицкого Верховного архиепископства УГКЦ обнародовал свою позицию – призвал украинцев и поляков простить друг другу Волынскую трагедию (УНІАН, «Український тиждень», Zik, Zaxid.net). Комментируя это обращение, Глава УГКЦ Верховный Архиепископ Святослав отметил, что Церковь хочет строить отношения с польским народом в духе примирения и прощения, чтобы прошлое не отравляло будущего (Zaxid.net). То есть, фактически, УГКЦ осуществила свое намерение сама, без РКЦ.

Историк Владимир Вятрович в статье «Примирение, а не капитуляция» отметил, что в польском обществе бытует определение тех событий как «геноцид на Волыни» и тональность публикаций в польских СМИ свидетельствует об агрессивности информационной волны. Ученый также выразил обеспокоенность высказываниями архиепископа Мокшицкого, назвав его риторику воинственной и имеющей мало общего с христианским принципом взаимного прощения (ТСН, Zaxid.net). Историк считает, что архиепископ РКЦ в Украине озвучил мнение части польского общества, которая не хочет примирения с украинцами, а только их капитуляции. Однако он отметил, что часть поляков одобрительно восприняла заявление УГКЦ как голос против обоюдной ненависти. В комментарии «Католицькому оглядачу» Вятрович положительно оценил заявление епископов УГКЦ, отметив, что именно такого заявления он ждал от Церкви, а заявление Мокшицкого воспринял как такое, которое не идет духовному лицу, – мол, в нем «прозвучав більше поляк, аніж представник Римо-Католицької Церкви» (Zik).

Зато Патриарх УПЦ КП Филарет призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за трагедию 1943 года (УНІАН, «Історична правда», ТВі, «Главком», Zik). Таким образом, Киевский Патриархат в очередной раз сыграл на одном поле с греко-католиками, подтвердив свое партнерское отношение к УГКЦ.

Понятно, что тема Волынской трагедии довольно тяжелая и действительно многим церковным деятелям трудно воспринимать ее отстраненно, не перенося субъективное отношение на официальную позицию своей Церкви. Повлияют ли заявления архиепископа РКЦ на дальнейшие отношения с УГКЦ и слухи о переводе Мокшицкого во Вроцлав, которые распространились позже в Интернете, но так и не были подтверждены, не являются ли следствием его резких заявлений? Хотелось бы надеяться на ответы на эти важные вопросы от украинских медиа.

В ходе работы над мониторингом был проанализирован контент 25 СМИ: информационных агентств УНІАН, «Українські новини», РБК-Україна; сайтов телевизионных каналов – «Подробности», ТСН, 5 канал, TVi; Радіо Свобода; всеукраинских и региональных изданий «Українська правда», «Коментарі», «День», «Україна молода», «Дзеркало тижня», «Український тиждень», «Коммерсант», «Сегодня», «Главком», «Фокус», портал Liga.net, «Корреспондент», «Голос», «Левый берег», Бі-бі-сі Україна, Zaxid.net и ZIK.

Подготовила Марина ДОВЖЕНКО,

эксперт Центра общественного мониторинга