• Главная
  • Прощание Понтифика, будущее УПЦ (МП) и политика на празднике Крещения – в центре внимания СМИ...

Прощание Понтифика, будущее УПЦ (МП) и политика на празднике Крещения – в центре внимания СМИ

13.03.2013, 17:38
Прощание Понтифика, будущее УПЦ (МП) и политика на празднике Крещения – в центре внимания СМИ - фото 1
Самым громким событием месяца, безусловно, стало отречение Папы Римского Бенедикта XVI, который 11 февраля объявил, что покидает папский Престол.

Главные религиозные события февраля 2013 года глазами светских СМИ

В ходе работы над мониторингом был проанализирован контент 25 СМИ: информационных агенств УНІАН, Українські новини, РБК-Україна; сайтов телевизионных каналов — «Подробности», ТСН, 5 канал, TVi; Радіо Свобода; всеукраинских и региональных изданй «Українська правда», «Коментарі», «День», «Україна молода», «Дзеркало тижня», «Український тиждень», «Коммерсант», «Сегодня», «Главком», «Фокус», портал Liga.net, «Корреспондент», «Голос», «Левый берег», «Бі-бі-сі Україна», Zaxid.net и ZIK.

Прощай, Бенедикт!

benedykt_zrechennia.jpgСамым громким событием месяца, безусловно, стало отречение Папы Римского Бенедикта XVI, который 11 февраля объявил, что покидает папский Престол. То, как резигнацию Понтифика освещали светские СМИ, мы детально проанализировали в материале «Папа – не «Тато»: украинские СМИ не осилили осмыслить отречение Бенедикта XVI». Материал вышел 22 февраля, но с тех пор еще многие СМИ писали о событиях вокруг отречения. То, как украинские медиа освещали это незаурядное событие, проанализировали и журналисты газеты «День».

Светские СМИ активно писали и о последней проповеди Бенедикта XVI, состоявшейся 24 февраля, и о последней общей аудиенции 27 февраля. А 28 февраля внимание всех изданий было приковано к последнему дню понтификата Бенедикта XVI и началу режима «вакантного престола» в Ватикане. По информации светских СМИ, еще 25 февраля Папа особым рескриптом изменил порядок заседания Конклава, который теперь может собираться и раньше, чем через 15 дней после отречения Понтифика. По сообщению Zik, в УГКЦ будут молиться за выборы нового Папы. Кстати, о том, как отставка Бенедикта XVI повлияет на Греко-Католическую Церковь, еще 12 февраля писал Богдан Червак на «Українській правді».

Издания не оставили попыток докопаться до истинных, по их мнению, причин поступка Бенедикта XVI. Немало украинских светских СМИ распространило информацию итальянских источников: мол, Папа оставил Престол из-за коррупционных скандалов и слухов о том, что ряду кардиналов были выдвинуты обвинения в гомосексуализме (РБК, УНІАН, «Подробности», ТСН, «Главком», Liga.net, «Корреспондент»). Впрочем, в комментарии УНІАН представитель РКЦ заявил, что никаких подводных камней в отречении Папы нет. Колумнист Анастасия Береза отметила, что отречение Понтифика, который чувствует, что не может больше исполнять свои обязанности, с одной стороны, честный поступок, но с другой – у верующих может спровоцировать сомнения и разочарования, разрушение иллюзии незыблимости и надеждности  Церкви, падение оплота консерватизма в лучшем смысле этого слова (УНІАН). «Україна молода» акцентировала на том, что отречение добавило персоне Бендикта XVI популярности. А вот «Подробности» отметили, что последняя аудиенция Папы не вызвала ожидаемого ажиотажа.

Заметным был материал ВВС «Прощавай, Бенедикте: 10 речей про зречення престолу» – ответы на наиболее популярные вопросы, связанные с резигнацией Понтифика. Почти все СМИ сообщили, что Бенедикт XVI получил титул «почетного Папы».

ТСН и «Подробности» в очередной раз напомнили о скандалах вокруг как персоны Папы Римского, так и всей Католической Церкви. Причем последнее издание довольно негативно охарактеризовало как личностные, так и организационные качества Папы Бенедикта XVI («Подробности» (12)). Писал о скандалах и «Український тиждень», но в контексте общего анализа деятельности Понтифика. Интересно, что издание вспомнило и о встречах Главы Ватикана с украинскими политическими лидерами – Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко.  Liga.net републиковала материал итальянской газеты La Repubbliсa о материальном достатке Католической Церкви. О скандальной составляющей жизни в Ватикане рассуждали и польские аналитики (Zaxid.net).

Некоторые издания в очередной раз анализировали претендентов на пост Папы Римского («Українська правда»). В комментарии «Українському тижню» религиовед Андрей Юраш отметил, что просчитать, кто станет следующим Понтификом, невозможно. Однако в прессе одна за другой появлялись новости из жизни возможных преемников Бенедикта XVI. Кардинал из США Тимоти Долан был допрошен по делу о сексуальных домогательствах («Українські новини»). А активисты РКЦ выступили с просьбой не допустить в Конклав другого американского кардинала, Роджера Махони, подчиненные которого причастны к скандалу с педофилией («Подробности»). «Коммерсант» сообщил об отставке британского кардинала Кита О'Брайена, обвиняемого в непристойном поведении в отношении других священнослужителей. В свою очередь Ватикан обнародовал заявление о том, что СМИ пытаются повлиять на выборы Папы («Подробности»).

Уже 12 марта в Ватикане начинается Конклав, который решит, кто будет возглавлять Католическую Церковь. Но уже сейчас можно уверенно утверждать: кто бы ни стал следующим Папой Римским, к нему будет приковано внимание светских СМИ, которые имеют свой собственный взгляд на то, как освещать религиозную жизнь.

Диана Дуцик, главный редактор сайта MediaSapiens, ответила на вопрос: должны ли светские СМИ как-то по-особенному подходить к освещению религиозных событий?

– Украинские СМИ должны ответственно подходить к освещению любых тем, не только религиозных. Ответственность, как по мне, широкое понятие, и включает не только точность, баланс и т.д., но и такое понятие как толерантность. Ведь религиозная тематика – очень чувствительная, и журналисту не помешает быть толерантным по отношению к верующим, к тем церквам, о которых он пишет.

К сожалению, украинские журналисты очень мало знают и о мировых религиях и их развитии, в частности, в Украине. Это незнание (а часто и нежелание узнать) порождает немало непрофессиональных текстов или сюжетов, которые впоследствии вызывают возмущение представителей Церквей или верующих. Решить эту проблему можно только путем образования или самообразования.

Что ждет УПЦ?

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем 2–5 февраля, был принят ряд решений, непосредственно касающихся дальнейшей судьбы украинского православия. Артем Скоропадский («Коммерсант», перепечатали ТСН, «Український тиждень», Liga.net) сообщил в своем материале, что в итоговых документах было определено: УПЦ должна получить статус юридического лица. В УПЦ признали, что такой статус облегчил бы денежные, бюджетные вопросы и решил бы проблемы при переходе священника под другую юрисдикцию. Но подобные трансформации требуют внесения изменений в существующее украинское законодательство, к чему в комитете по вопросам культуры и духовности отнеслись осторожно. Эту информацию подали также «Корреспондент», «Главком», «Левый берег».

А вот «Главком», ссылаясь на gazeta.ua, акцентировал на том, что Комиссия правительства РФ приняла проект закона о религиозных организациях, согласно которому учредителем и членом российской религиозной общины не может быть иностранец. Архиепископ Евстратий (Зоря) (УПЦ КП) высказал предположение: если требования России будут категоричными, то перед украинскими архиереями возникнет требование принять российское гражданство. Он также отметил, что некоторые из иерархов на такие шаги не пойдут, а некоторые уже имеют российские паспорта. Впрочем, этот материал содержит определенную неточность – согласно проекту закона, учредителями и членами религиозных организаций не могут быть те иностранцы, относительно которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ (сайт Міністерства Юстиції РФ).

Принятые на Соборе решения детально были рассмотрены в материале Екатерины Щеткиной «Московський патріархат затіяв адмінреформу» («Коментарі»). Автор отметила, что слухи о возможных изменениях статуса УПЦ на этом Соборе так и остались слухами. Но суть изменений в РПЦ она охарактеризовала как централизацию, контроль и борьбу с инакомыслием. В «Українському тижні» отметили, что «церковная демократия» сводится на нет.

Поскольку Митрополит Владимир отсутствовал на Соборе, его доклад зачитал митрополит Бориспольский Антоний (Liga.net, Zik). В сообщении был отмечен оптимальный нынешний статус УПЦ (МП) как самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии. Но Zik акцентировал на том, что о любом статусе «независимости или самостоятельности в управлении» в уставе РПЦ речь не идет.

Заметим, что на Архиерейском Соборе прозвучало еще одно заявление, знаковое для УПЦ (МП). Многие СМИ сообщили о том, что на пресс-конференции по итогам мероприятия митрополит Антоний заявил, что для УПЦ не является проблемой перейти на украинский язык. Он отметил, что подобные факты зафиксированы на Волыни, в Киеве, достаточно желания 2/3 прихожан. Говорилось также и о необходимости активизации работы за рубежом, где традиционно сильна УГКЦ. А отношения с греко-католиками, похоже, снова напряженные – в том же докладе Предстоятеля УПЦ (МП) прозвучала информация о том, что межконфессиональный диалог между Церквами подорван признанием УГКЦ таинств "раскольников" Киевского Патриархата. Почти все анализируемые светские СМИ распространили эту информацию, некоторые опубликовали и субъективные оценки. Так, блогер «Української правди», политтехнолог Олег Медведев охарактеризовал доклад как «жалобу московскому начальству» и высказал сомнение в том, что Митрополит Владимир в курсе, что наговорили от его имени, но ответсвенность нести ему. В комментарии   Zik   религиовед Андрей Юраш назвал обращение Предстоятеля УПЦ «провокацией, совершенной от его имени». Эксперт отметил, что новая доктрина УПЦ направлена ​​на демонстрацию лояльности к Москве и не соответствует убеждениям самого Митрополита Владимира. Он также выразил мнение, что Глава УПЦ должен уйти в отставку, как Бенедикт XVI, и тем самым прекратить кулуарные игры. Такая идея была раскритикована другими СМИ, в частности «Україною молодою». Юрий Дорошенко в материале «Під ватиканський шумок предстоятеля УПЦ МП теж хочуть усунути з посади. Це буде на руку Москві» изложил противоположные аргументы: Митрополит Владимир является гарантом стабильности и умеренного курса в среде УПЦ. Он отметил, что подобный шаг был бы выгоден спецслужбам России.

Была обнародована и реакция упомянутых конфессий: так, архиепископ Евстратий (УПЦ КП) высказал предположение, что докладом в УПЦ пытались донести информацию о том, что проблема церковного разделения в Украине намного серьезнее, чем думают в РПЦ. Эксперт, руководитель РИСУ Тарас Антошевский отметил, что существование УПЦ КП – одна из самых болезненных тем для УПЦ, которая хотела бы держать эту Церковь в изоляции. Также он сказал, что заявление Митрополита Владимира не повлияет на отношения УПЦ и УГКЦ («Коммерсант», РБК). Греко-католики свою позицию, которая базируется на каноническом праве, менять не будут – заявил руководитель департамента информации УГКЦ о.Игорь Яцив («Коммерсант», РБК, «Коментарі»). А Глава УГКЦ Патриарх Святослав акцентировал на том, что УГКЦ не имеет официальных отношений ни с УПЦ, ни с УПЦ КП (Liga.net).

Немало изданий не оставили без внимания и выступление Президента России на Архиерейском Соборе («Главком», «Корреспондент»). Сергей Грабовский («Український тиждень») охарактеризовал его выступление как речь в лучших традициях секретарей ЦК КПСС.

Итак, следует признать – несмотря на всю серьезность темы, украинские светские СМИ охотно к ней обращались, подходя достаточно взвешенно и привлекая комментарии экспертов. Очевидно, что эта тема вызывает интерес, вероятно, из-за ее важности для будущего украинской Церкви.

Анатолий Бабинский, главный редактор журнала «Патриархат», о реальных последствиях Собора для Украинской Православной Церкви:

Вообще реформы Русской Православной Церкви пока не затрагивают Украинскую Церковь непосредственно. Дело в том, что руководство РПЦ сегодня пошло по пути оптимизации своей структуры. Следует отметить, что структура сама по себе не является чем-то злым, главное – это ее наполнение. От этого все зависит. Некоторые говорят о том, что Патриарх Кирилл наследует римо-католическую модель, и в этом есть доля правды. Но, если отбросить различные идеологические упреки вроде "это плохо, потому что так у католиков", то не трудно понять, что меньшими структурами управлять и координировать их работу намного легче. Именно для этого создаются митрополичьи округа (кстати, такой же процесс недавно состоялся в УГКЦ). В идеале митрополии имеют достаточный уровень автономии во внутренних делах и только в более фундаментальных вопросах обращаются в центр, это очень древняя традиция (так живет, например, Румынская Церковь). А центр со своей стороны имеет дела с митрополитами, оставляя более мелкие дела на усмотрение митрополии. Эти процессы пока не коснулись УПЦ. Здесь есть две причины: УПЦ сама по себе уже является своеобразным митрополичьим округом, только очень большим и со значительным объемом внутренней автономии. Можно ли его разделить на меньшие части? Если говорить стерильно, то такая модель была бы более эффективной, и УПЦ прибегает к ней, но пока только на уровне деления епархий – чем меньше епархия, тем легче о ней позаботиться епископу. Но все эти епархии на сегодня имеют один центр – Киев. Если создать несколько митрополичьих округов, то в такой специфической ситуации как украинская могут произойти некоторые дезинтеграционные процессы. Также надо будет уточнить статус Киева, поскольку, если митрополиты будут подчиняться ему, он становится фактически "надмитрополичьим" центром – близким к патриаршему. Тогда в Русской Церкви возникнет как будто два "надмитрополичьих" центра: Киев и Москва. Кое-кто, конечно, не против, чтобы митрополичьи округа в Украине были, но подчинялись Москве.

Следующий процесс, который происходит в РПЦ, – это фактическое понижение роли Поместного собора. Это, опять же, связано с улучшением эффективности управления Церковью. В принципе, сегодня Поместный собор это и так достаточно формальная вещь, потому РПЦ управляют Синод и Архиерейский собор. Даже если Поместный собор (в котором участвуют иеромонахи, светские священники и миряне) соберется, то все равно никакого противостояния между архиереями и остальными представителями Церкви ожидать не следует, поскольку кандидаты-неархиереи все равно всегда "люди епископов". Возможно, в Украине Поместный собор УПЦ выглядит немного по-другому, но мы никогда не видели его в действии. УПЦ так же управляет епископат – Синод и Архиерейский собор.

Другой процесс, который происходит в РПЦ, – это процесс модернизации. Он проходит порой под громкие звуки полемики и обвинений, но он идет. Это касается образования, катехизации и миссионерского служения. Я не знаю ситуации в России, но в Украине уровень секуляризации общества растет и будет расти все быстрее, поэтому каждая Церковь пытается искать новые способы евангелизации (хотя бы тех, кто еще заходит в храм время от времени), поскольку старые просто перестают действовать. Дело в том, что современная культура уже не передает веры, поскольку из нее эту веру помаленьку вытравливают. Соответственно, каждая Церковь пытается понять ситуацию, среду и заговорить новым языком. Те, кто этим пренебрегает, обречены на угасание. К модернизации призывают в России (хотя там сильнее сопротивление), и в Украине православные Московского Патриархата активно ищут новые формы и новый язык евангелизации и имеют успехи. Хотя не знаю, происходит ли что-то в провинции. И в России, и в Украине громче заговорили о переводах богослужений. Вроде бы элементарная вещь, но не для РПЦ, где церковнословянский язык является одним из элементов "единого пространства". Перевода уже не избежать (и на украинский, и на русский), потому что этого требует и катехизация, и миссия. Без понятного языка приходы могут превратиться в клубы любителей церковного пения или культуры. Если еще в течение предыдущих десятилетий действовали какие-то аргументы "каноничности", "традиционности", то теперь этого уже никто не будет воспринимать.

Относительно возможного отхода от дел Митрополита Владимира, то все может быть. Мы не можем этого исключать. Мы не можем знать, что происходит у него в душе, слышать его диалог с Богом по поводу его служения. Он действительно может однажды сказать: "Я знаю, что должен уйти". Не потому, что кто-то подал пример. Папа не ссылался на предыдущие примеры – он говорил, что это решение является результатом долгих недель молитвенных размышлений. Объяснять это «католической практикой» – бред. В свое время сербский Патриарх подавал прошение об резигнации, хотя Синод и попросил его остаться. Поэтому и Митрополит Владимир может подать такое заявление. Хотя этого, вероятно, не будет.

Возвращение Аделаджи

В феврале светские СМИ вновь обратили внимание на «Посольство Божье» – скандально известную организацию, возглавляемую пастором Сандеем Аделаджа, который сейчас находится под стражей и обвиняется в многочисленных махинациях. Еще 29 января представители «Посольства Божьего» активно боролись за места в Общественном совете при Киевской горгосадминистрации (ТСН). В эфире   ТВі экспертами было высказано предположение, что в этом случае Аделаджа и Партия регионов действуют вместе. Попыткой рейдерского захвата власти в Киеве назвали действия Аделаджи «Комментарии».

По сообщениям СМИ, 19 февраля люди Аделаджи захватили Общественный совет при МИД. Однако эксперты отметили, что произошедшие события имеют непосредственное отношение к изменению внешнеполитического вектора Украины, а новые члены Общественного совета близки к пророссийским организациям («Коммерсант», РБК, «Левый берег»). Впрочем, когда членам Общественного совета удалось переизбрать большинство, представители «Посольства Божьего» потеряли интерес к организации и массово из нее вышли («Сегодня», ТСН). «Главком», «Коммерсант» и Liga.net акцентировали на том, что ряд экспертов обратился к Януковичу с просьбой остановить захват Общественного совета. Журналист этого же издания Екатерина Пешко назвала материал о захвате МИД «При МИД открылось Посольство Божье» («Главком»). Издание «Голос» поинтересовалось взглядом на ситуацию у соответствуещего министра и обнаружило, что тот не знает состава Общественного совета при министерстве, а также лично не знаком с  пастором Сандеем.

В газете «Сегодня» утверждают, что секта Аделаджи собирается захватить Киев, о чем говорится на проповедях общины («Сегодня», ТСН, «Голос»). Согласно информации этих изданий, представители «Посольства Божьего» собираются занять все ключевые посты в столице, в том числе и депутатов Киевсовета. По словам социолога Ирины Бекешкиной, это вопрос выделения земли и содействия церкви. Впрочем, эксперт считает, что члены секты скомпрометировали себя связями с семьей бывшего мэра Леонида Черновецкого, поэтому осуществить свои планы им не удастся. Материал републиковали «Український тиждень», ТСН, «Подробности», «Коментарі». Сам же пастор заявил, что не призывал прихожан своей церкви участвовать в выборах в Киевсовет («Український тиждень»).

Тем временем продолжается рассмотрение дела самого Сандея Аделаджи («Україна молода»). По информации «Голоса», его ожидает еще одно уголовное дело – за доведение до самоубийства прихожанина. Всего же ему предъявлены обвинения по трем статьям («Сегодня»). 25 февраля Черновецкий был вызван на допрос по делу исчезновения в 1997 году Степана Кройтора – прихожанина церкви «Посольство Божье» («Коментарі», Liga.net). Причастным к этому делу считают и Сандея Аделаджу («Фокус»). Эксперты полагают, что уголовное производство по делу завершится через год-полтора («Голос»). Сам же обвиняемый считает себя чуть ли не единственным праведником в Украине и боится только Божьего суда (ТСН, «Голос»). А судебно-медицинская экспертиза доказала, что Сандей Аделаджа во время проповедей применял гипноз («Голос»).

Освещая эту тему, издания обратились и к традиционным сюжетам об обманутых гражданах (Zaxid.net). Интересно, что почти все употребляли для обозначения «Посольства Божьего» эмоционально окрашенное слово «секта».

Политический праздник Крещения Руси

В феврале достаточно заметным было обсуждение будущего торжественного празднования 1025-й годовщины Крещения Руси, которое должно состояться 28 июля в Киеве.

Еще в начале месяца ряд изданий со ссылкой на «Комсомольскую правду в Украине» сообщили: не исключено, что в июле в Киев прибудет Папа Римский Бенедикт XVI. Правда, руководитель департамента УГКЦ о.Игорь Яцив отметил, что приглашение поступило только по религиозной линии, но более действенным было бы приглашение Бенедикта XVI по политической линии как главы государства Ватикан. А в коментарии каналу ТВi (републикованном «Левым берегом», Zik) он же опроверг предыдущие слова, сообщив, что существует открытое приглашение Понтифика в Украину, но визит не запланирован и вряд ли он состоится в 2013 году. Впрочем, после отречения Папы стало понятно, что его преемнику будет не до июльских торжеств в Украине, и, очевидно, Главы Римско-Католической Церкви на торжествах не будет.

Интересно, что некоторые СМИ акцентировали на том, что праздник Крещения Руси более приоритетен для православных – так, «Українська правда» отметила постоянный интерес со стороны  РПЦ, написав, что этот праздник «любит Кирилл». А немало изданий написали о возможном присутствии Президента РФ Владимира Путина, который ждет приглашения от украинской стороны. Канал TВi акцентировал на том, что Путин может приехать в Украину вместо Папы Римского. СМИ также сообщили, что организационный комитет возглавил премьер-министр Украины Николай Азаров, после чего перекинул ответственность за организацию на вице-премьера Константина Грищенко (РБК, «Голос», «Коментарі», Zik). Во время «Діалогу з країною» Виктор Янукович заявил, что правительство достойно проведет празднование, над организацией которого он работает со всеми конфессиями (УНІАН-релігії, «Дзеркало тижня», «Коментарі», «Фокус», Zik). Он также отметил роль христианства как консолидирующей силы. Напомним, что еще в январе Глава УПЦ КП Патриарх Филарет выступил с просьбой допустить к организации празднования Киевский Патриархат (ТСН, «Сегодня», «Коммерсант»). В марте этот сюжет получил развитие – по информации СМИ, Глава РПЦ Патриарх Кирилл отказался участвовать в торжествах, если там будет присутствовать Патриарх УПЦ КП («Коммерсант» и другие издания).

В колонке на «Українській правді» кардинал Любомир (Гузар) отметил, что в разговорах о праздновании не хватает религиозного аспекта.

Была также распространена информация, что именно к торжественному празднованию Крещения Руси будет освящен патриарший собор УГКЦ в Киеве (УНІАН, Zik). А в Харькове установят памятник Андрею Первозванному (УНИАН). Естественно, внимание СМИ привлекла информация о том, что уже этой весной в Киеве начнется строительство в УПЦ (МП) грандиозного храмового комплекса Святого Владимира. Также светские СМИ сообщили о начале съемок художественного фильма о князе Владимире.

2patriarxy.jpg

Юрий Черноморец, религиовед, комментирует политизацию праздника:

– Раньше политическим этот праздник могли сделать две силы: или РПЦ, или национально-демократические политики старой закалки в Украине. Последние вообще выбыли из игры, а новые национально ориентированные политики не интересуются экплуатацией религиозных праздников в политических целях – и слава Богу! Что же касается РПЦ, то здесь тоже положительные тенденции. Сегодня РПЦ проводит в Украине осторожную линию. Во время последнего визита Патриарха Кирилла в Украину не было никаких политических намеков. Во время визита в Минск прозвучала фраза, что у трех восточнославянских народов "общее будущее". Итак, со стороны РПЦ не будет заказа на политический аспект в празднике, кроме некоторых метафорических намеков на возможное будущее. В целом же к празднованию идет подготовка как к такому, которое будет политически нейтральным: для Церкви и государства будет церковный и культурный праздник. То есть, при выходе этого праздника за пределы церковной ограды будет идти речь о значении для культуры, для общества, а не для политических дел.

Относительно ультимативной позиции Патриарха Кирилла по поводу участия в праздновании Главы УПЦ КП: Официальная позиция Патриарха Кирилла и центрального аппарата РПЦ всегда была в том, что невозможно участие официальных представителей РПЦ и тем более Патриарха в общих официальных мероприятиях с УПЦ КП. Позиция УПЦ (МП) не может быть настолько радикальной. Мы в Украине и так соседствуем, и так вместе бываем в разных ситуациях. Никогда не сослужим. Никогда даже не проводим официальных переговоров (были только предварительные консультации). Таким образом, Патриарх поступает правильно. Для него это вопрос принципиальной важности. Для УПЦ (МП) – это вопрос не столь принципиальный. Главное, что в основном РПЦ и УПЦ (МП) сходятся в оценке Киевского Патриархата. А именно в том, что это не самостоятельная церковь, которая претендует на автокефалию. Это не поместная церковь. УПЦ КП – это раскол. И не более. Соответственно, отношение к расколу может быть более или менее строгим. Но Патриарх Кирилл имеет полное право на то строгое отношение, которое у него есть.

Но главное для УПЦ КП кроется в церковном аспекте. Снова приедут представители всех православных Церквей, снова будут вместе служить на Владимирской горке и в Лавре. И снова УПЦ КП будет вне этого братского служения. Хоть как относится УПЦ КП к УПЦ (МП), но именно последняя признается поместной Церковью для Украины собором предстоятелей православных Церквей. И вот этот факт – более важен. Именно он должен быть поводом для размышлений в УПЦ КП.

Также хочется подчеркнуть, что в словах Патриарха нет какого-то политического или антиукраинского содержания. Если бы в Украине был пророссийский раскол, отношение к нему было бы таким же принципиальным».

Священники на лыжах: пиар или евангелизация?

Напоследок хочется отметить событие, которое приобрело определенную огласку не только в СМИ, но и в социальных сетях – лыжные соревнования по гигант-слалому среди священнослужителей и студентов учебных заведений УГКЦ «Кубок блаженного Иосафата Коциловского», которые состоялись 28 февраля на Буковеле. Несмотря на позитивную тональность сюжетов телеканалов и материалов прессы («Українські новини», «Українська правда», ТСН, «Коментарі» (12,3), Liga.net, «Корреспондент», «Україна молода», Zik, Zaxid.net), событие вызвало немало критики, особенно кадры фоторепортажа, на которых священник спускался с горного склона на лыжах в епитрахиле.

Епископ Борис (Гудзяк) ответил на вопрос: чего было больше в этой акции – евангелизации или пиара и как реагировать на критику?

– «Количество» евангелизации не следует измерять. Из широкого медийного интереса трудно сделать четкие выводы, насколько это событие проникло в души участников, наблюдателей и тех, кто об этом прочитал или увидел в медиа. Можно засвидетельствовать, насколько аутентичной была сама атмосфера, сколько было радости, взаимного благоволения, чувства благодарности Богу и людям.

По моему скромному мнению, этого было достаточно. День был прекрасный, горы мощные, смереки стройные, снег чистый и миротворческий, было много улыбок и позитива. Слово «евангелизация» с греческого означает благовестие. И здесь вопрос медийного внимания и евангелизации скрещиваются: действительно, было много хороших новостей. Я думаю, это событие было по своей сути евангелизационным, и надеюсь, что скромные зерна хорошей новости, которые были посеяны в душах и сердцах участников, гостеприимных крестьян Поляницы, принявших участников, руководителей и работников лыжной школы туристического комплекса «Буковель» и широкого круга наблюдателей, принесут свои плоды.

Каждый, кто уже не впервые является инициатором любого проекта, понимает, что всякую инициативу будут критиковать и свои, и чужие. Критиковать легко, а чтобы поднять человеческий дух, требуется немало усилий. Поэтому, в частности в украинском контексте, не следует бояться критики, а следует отважно инициировать добрые дела. Ведь каждое доброе дело, особенно в нашем депрессивном климате, политическом, социальном, экономическом, – это значимый вклад в нашу жизнь. Хотелось бы всех поощрить к инициативам, которые поднимают дух ближних.

Среди прочего

Кроме вышеназванных тем, внимание светских СМИ привлекли и другие события и заявления. В частности, 80-летие экс-главы УГКЦ Любомира (Гузара), высказывания нынешнего Главы УГКЦ о «русском мире», возвращение к работе в Киево-Печерском заповеднике Влады Прокаевой (Литовченко) и другие. Следует отметить, что в этом месяце почти не освещались вопросы отношений Церкви и политических деятелей. Может, наконец, эта тема утомила СМИ и мы выйдем на новый уровень разговоров о Церкви в светских изданиях?

Подготовила Марина ДОВЖЕНКО,

эксперт Центра общественного мониторинга