• Главная
  • Публикации
  • «Все, что делает Московский Патриархат, работает на украинскую Поместность», – Александр Саган...

«Все, что делает Московский Патриархат, работает на украинскую Поместность», – Александр Саган

26.02.2016, 12:17
«Все, что делает Московский Патриархат, работает на украинскую Поместность», – Александр Саган - фото 1

Открытую лекцию о проблемах становления единой Поместной Православной Церкви в Украине провел философ-религиовед Александр Саган в Тернополе 25 февраля 2016 года. Лекция под названием «Конституирование единой Поместной Православной Церкви в Украине: проблемные вопросы» собрала слушателей в главном корпусе Тернопольского национального педуниверситета.

160226_Sagan.jpgОткрытую лекцию о проблемах становления единой Поместной Православной Церкви в Украине провел философ-религиовед Александр Саган в Тернополе 25 февраля 2016 года. Лекция под названием «Конституирование единой Поместной Православной Церкви в Украине: проблемные вопросы» собрала слушателей в главном корпусе Тернопольского национального педуниверситета.

Исследователь проблем Православия сосредоточил внимание на значении Поместной Церкви для национальной безопасности и преодолении мифов, которые бытуют в этой сфере.

«У нас можно услышать разные взгляды о том, каким образом мы можем создать единую Поместную Православную Церковь (дальше ЕППЦ – авт.), и сомнения относительного того, стоит ли ее вообще создавать. Здесь нужно вспомнить историю: всегда, когда возникало новое государство, возникал и вопрос автокефалии. Автокефалия означает, что никто никому не насаждает какие-то вещи извне, – говорит А.Саган. – И наоборот, утрата государственной независимости означала утрату независимости религиозной. Еще на заре нашей независимости Збигнев Бжежинский сказал: «Уважаемые украинцы, если у вас 20% общин будут контролироваться извне, ваша независимость будет условной». События 2014 года показали, что это правда».

А. Саган подчеркивает, что на протяжении 25 лет именно Московская Церковь в нашем государстве сформировала нелояльных и враждебных граждан.

«Московская Церковь вырастила нам сепаратистов, тех наемников, которые борются против своей же страны. Конечно, там есть и российские военные, но людей с украинскими именами и фамилиями там чрезвычайно много, – продолжает религиовед. – Почему они не воспринимают Украину? Потому что в них заложена другая матрица – неприятие Украины как отдельного от России государства».

Через Церковь Россия владеет мощным каналом влияния на украинцев и активно пользуется им в собственных интересах.

«Смысл ее действий в том, чтобы посеять в нас неуверенность: а может, действительно украинский язык – польский или немецкий проект?.. И тут у нас проблемы со Службой безопасности. У нас ее нет. Есть лишь институция с таким названием», – говорит специалист тернопольской аудитории.

Например, проект «Новороссия» украинцам навязывают уже 15 лет и А.Саган акцентирует, что первую свою аналитическую докладную об опасностях этого подал в соответствующие органы сразу.

«После этого Служба безопасности отреагировала так, что «Новороссийский курьер» стал подписным изданием. Вы можете удивиться, но он выходит до сих пор. Все хорошо, но не у нас, украинцев, – продолжает лектор. – Служба безопасности хорошо срабатывает, когда что-то касается римо-католиков, греко-католиков или протестантов. Но не тогда, когда говорится о православных Московского Патриархата. Наши чиновники уже глубоко усвоили эту идеологию. Этот идеологический яд зашел в организм, они взяли его в себя и не видят. Вроде приходится бороться с собой».

А поэтому и красиво выписанные украинские законы, которые касаются национальной безопасности, в части Церкви, религии и духовности не срабатывают, говорит философ.

«В России можно получить годовой срок за обычный «лайк» в соцсетях и три года за пост. В Украине я уже 2,5 года добиваюсь того, чтобы с сайта Мгарского монастыря сняли статьи, в которых Украинскую армию называют «укропами»», – детализирует А.Саган.

Перед украинцами стоит задача осознать опасность, понять ее причину и действовать соответственно этому, говорит он. То, что Киевский Патриархат не признан, по словам ученого, не означает, что он не православный – этого не отрицают и оппоненты УПЦ КП. Так что речь идет, как говорит лектор, о политике. И через непризнание прошло много теперь официально автокефальных Православных Церквей, в том числе РПЦ.

«Механически объединить Киевский и Московский Патриархат невозможно. Речь не об объединении институций, а смыслов, и здесь нет иллюзий, что это можно сделать быстро. Это продолжительный процесс выхода на высший уровень – конституирование ЕППЦ. Я применяю термин конститурования как извлечение определенных смыслов, выход на новое качество через актуализацию потенций», – рассказывает ученый.

Враждебность Москвы к идее ЕППЦ в Украине легко объяснить, ведь ей угрожает потеря половины общины, преемственности от Владимирова крещения, уменьшение финансовых потоков, поясняет А.Саган.

Обратил внимание лектор и на стереотипы относительно ЕППЦ, которые распространяются среди украинцев.

«Я уже не раз слышал, что Поместная Церковь – это будет государственная Церковь. Но мы не строим государственную Церковь, к которой, например, должны были бы принадлежать все госслужащие, – апеллирует философ. – У нас это просто невозможно, ведь мы уже выходим на другой, европейский уровень. Аналогично в среде греко-католиков распространяют мнение, что как только создастся ЕППЦ, УГКЦ будет уничтожена. Говорят: «Вы тогда нас поглотите». Это ошибочное мнение, которое выдают из Москвы».

Наоборот, как считает А.Саган, греко-католики получат много плюсов от конституирования ЕППЦ.

«Это создание обрежет амбиции Москвы считать Украину своей канонической территорией. Соответственно, сдвинется вопрос Патриархата УГКЦ. Сейчас его решают на линии Ватикан–Москва, а тогда это будет Ватикан–Киев».

Смежной с пониманием потребности ЕППЦ является проблематика сохранения и развития украинского языка, добавляет он.

«Российскую ментальность навязывают через русский язык. Понятие «русскоязычные патриоты» – это абсурд. Со временем он приведет к тому, что украинский язык исчезнет, потому что «русскоязычные патриоты» начнут требовать второй официальный язык на государственном уровне. Русский язык – это смена матрицы, а с чужой матрицей мы своего государства не построим, – говорит А.Саган. – Укажу такую деталь: у нас 2016-й объявили годом английского языка. Но большинство курсов – русскоязычные. То есть, до сих пор навязывается мнение, что в мир можем выходить через русский».

Возвращаясь непосредственно к теме ЕППЦ, религиовед аргументирует, что главным является не вопрос модели объединения УПЦ КП, УПЦ (МП) и УАПЦ.

«Проблема модели – это то, во что всегда упирались переговоры об объединении, – говорит он. – Но на самом деле модель – вопрос второго, а то и третьего плана. Примером является объединение РПЦ и РПЦЗ. Они просто отслужили совместное Богослужение и сказали: «Все, мы объединились». Так же и у нас – не стоит тратить усилия на то, какой епископ где будет служить после объединения. Пусть все останутся там, где есть. А через поколение проблема снимется. Здесь я разделяю позицию Патриарха Филарета, который сказал: «Вы определитесь, хотите ли вы объединяться».

Если такое желание есть, то проблемы модели не будет. Если нет – всегда будут появляться дополнительные условия.

А.Саган добавляет, что среди украинцев хотят распространить разочарование и в Константинопольском Патриархате. На это поддаваться не нужно, ведь единственной возможностью получить автокефалию является получение Томоса из Константинополя.

«И всегда нужно помнить, что Константинопольский Патриарх никогда не действует там, где само государство не является его союзником», – продолжает лектор.

Украинская власть неоднократно пропускала возможности для поддержки и получения автокефалии. Очередное окно возможностей открыто сейчас, но оно исчезнет после Всеправославного собора, запланированного на июнь 2016 года, считает А.Саган.

«Мы, украинцы, должны решить сами для себя, нужна ли нам ЕППЦ. Должны понимать, что Москва спекулирует информацией, подает ее искаженно. Поэтому должны воспринимать новости из первоисточников, а не из этих толкований, – завершает ученый. – Все, что делает Московский Патриархат, работает на ЕППЦ. Даже то, что Предстоятелем стал Митрополит Онуфрий, который запретил украинский язык Богослужений».

Владимир Мороз