Рождество на полигоне

13.01.2015, 13:15
Рождество на полигоне - фото 1
Призрачное перемирие все чаще нивелируется новыми артобстрелами и атаками. Рождество этого года стало едва не самым тяжелым за все время. Это был Святвечер с горьким привкусом пороха и воспоминаниями о тех, кого уже нет рядом.

Призрачное перемирие все чаще нивелируется новыми артобстрелами и атаками. Рождество этого года стало едва не самым тяжелым за все время. Это был Святвечер с горьким привкусом пороха и воспоминаниями о тех, кого уже нет рядом. Уже скоро год, как бойцы стоят на защите спокойствия, фактически без ротаций и отпусков домой. Так что продолжаем цикл «Военно-полевых записок» (1, 2, 3, 4 и 5 части), и эта статья посвящена празднованию Рождества на полигонах.

02.jpg

07.jpgИскренние детские открытки, килограммы сладостей и ящики мандарин – большая порция радости для тех, кто не может праздновать в семейном кругу. Пока Софиевскую площадь в центре столицы озаряет волшебная елка, парни пытаются делать праздник своими силами – ставят елки на улице и украшают усилиями солдат, развешивают подаренные плакаты и накрывают скромные столы. И даже тот, кто придет с дежурства, успеет ухватить кусочек чуда.

Встреча Рождества с военными 30-й отдельной механизированной бригады прошла вместе со священником Сергием Дмитриевым из УПЦ Киевского Патриархата, с которым было связано немало других поездок весной и летом. Совместно с возглавляемым им Отделом социального служения наша редакция совершает сбор средств для поддержки защитников Отчизны. В нашей компании был также польский иконописец Губерт Кампа, который начал собирать средства для украинских военных и привез большую партию помощи. За месяц сбора средств он выслушал немало критики со стороны поляков и дважды его сайт падал из-за кибер-атак. Однако он с нами и каждый раз возвращается в Украину, удивляясь искренности парней, защищающих свою землю. За пару дней мы успеваем проведать два «родных» батальона 30-й ОМБр, в Херсонской и Запорожской областях.

01.jpg

Первая остановка – Геническ. Курортный городок, где жизнь замирает в межсезонье, а настроения жителей нельзя назвать однозначными. Тот день дарит будто затишье посреди бури эмоций, событий и планов. Короткие прогулки по берегу Азовского моря, вдруг ставшего более привлекательным курортом для украинцев. Тут мы встречаем парней из артиллерии, которым привозим драгоценную подзорную трубу, а еще раньше передавали бинокль и очки ночного видения.

09.jpg

Просто представьте себе, как каждый день вы должны заставлять себя вылезать из спальника, когда в палатке при печках держится температура -5°С; как-то устраивать свой быт, выполнять приказы и стоять на построении; проводить учебные стрельбы, заполнять кипы бумаг и отмораживать руки, стараясь подольше поговорить с родными по мобильному. К таким условиям они невольно привыкают и шутят, что отдыхают «на морях», немного перепутав сезон. Потом эти мужчины возвращаются домой уже другими людьми. И каждое детское послание, конфета или пряник, испеченный своими руками, – это символ того, что они не исчезли где-то в полях – их ждут и они нужны там, где мир.

08.jpg

Уже со временем сквозь мороз и снег (будто зима наконец проснулась) продираемся к шлагбауму 1-го батальона. Им повезло куда больше – они живут в помещениях воинской части, хотя и обеспечивают отопление своими силами. Все договоренности о встречах – через офицеров среднего звена, которые передают просьбы о помощи и всегда организовывают службы. Мужчины принадлежат к разным конфессиям, однако при подобных контактах отыгрывает роль не столько конфессиональная принадлежность, сколько личность капеллана, которому должны доверять на все 100.

03.jpg

В импровизированной часовенке, где с любовью развешены иконы в вышитых рушныках, непривычно людно. Бойцы становятся вокруг алтаря, передавая свечки каждому в руки. Молебен возглавляет епископ Мелитопольский и Запорожский УПЦ КП Фотий, желая каждому мира и скорейшего завершения противостояния. Уже давно не чувствуется какого-то стыда или неловкости во время службы, которые были на первых полевых молитвах. Наоборот, бойцы поддерживают пение колядок, молятся со слезами на глазах и сами просят об исповеди. Сейчас это просто жизненная необходимость для них.

06.jpg

После молитвы начинается «психологическая» часть служения – постоянные беседы и встречи как с простыми солдатами, так и с офицерами. Счастье, когда они могут посвятить священника уже в личные проблемы, сломав лед недоверия – тогда он сможет помочь в разы больше. В такие моменты особенно остро ощущается нехватка служителей, готовых так работать изо дня в день. Да и требования к ним как к профессионалам слишком высокие, чтобы это не мог быть каждый второй священник.

05.jpg

За столом мужчины сравнивают культуры двух соседних народов, опираясь на рождественские традиции. Они гордятся блюдами, приготовленными по всем требованиям, и особенно вкусной кутьей, вспоминают все колядки и молитвы. Стараются обходить разговоры о политике, хотя эта тема, как больная мозоль, возникает снова и снова. Но если слишком вдаваться в анализ хода событий и решений, можно зайти чересчур далеко и вернуться к самому страшному вопросу: так за кого мы воюем?

Уже сейчас в разговорах с парнями чувствуется определенный надрыв, чего раньше не было. Кризис и стагнация, тот самый штиль, который страшнее любой бури. Когда каждый нерв становится оголенным, дни сливаются в единую серую массу и неизвестно, когда можно будет вырваться из этого круга. Но они могут поделиться этим только с самыми близкими, неся эту тяжесть на сердце. Тогда-то рядом оказываются капелланы, которые сами постоянно меняются и растут как личности. И становится все более понятно, что они крайне нужны. Нет, их основная функция – не тонны помощи, хотя и это бесценная поддержка. Это – меткое слово, молитва или даже умение выслушать, просто быть рядом.

04.jpg

Сами священники еще в начале прошлого года не были готовы к таким вызовам времени. Да и был ли кто-то готов – вопрос риторический. Но сейчас уже действуют курсы, сети знакомств между служителями и экуменизм, который вышел за рамки декларации на словах или в документах. Капеллан был вынужден стать психологом и кризисным специалистом, пережить внутренние вызовы и побороть перелом в собственном мире, агрессию, возникающую помимо нашего желания. Самым тяжелым моментом для служителей становится возвращение домой после таких поездок. Мир разламывается на две половины – там, где ты с парнями, и там, где кажется, что войны не существует. Адаптироваться удается за неделю-другую, а что уже говорить о тех, кто возвращается после полугодичной службы без выходных? И поэтому те, кто хоть раз увидел полигоны и побывал рядом с военными, стремятся приехать туда снова и снова. Там они чувствуют искренность, и там нет двузначности, хотя тяжкие сомнения и мысли не оставляют в любых условиях.

Размышления о политике, о предательствах и непонятном курсе, о тех, кто остается в стороне, могут быть бесконечными. Но мы знаем точно: если бы эти хлопцы не стали щитом Херсонщины в марте, АТО могла бы начаться на Юге и неизвестно, что было бы с Украиной сейчас. И пока это продолжается, к венным будут ездить капелланы, чтобы быть рядом в любых обстоятельствах.

Татьяна КАЛЕНИЧЕНКО-МУХОМОРОВА