• Главная
  • Публикации
  • Церковь в условиях войны: христианские ответы на актуальные вопросы. Часть 2...

Церковь в условиях войны: христианские ответы на актуальные вопросы. Часть 2

25.09.2014, 11:23
Церковь в условиях войны: христианские ответы на актуальные вопросы. Часть 2 - фото 1
За время испытаний последнего года открылись не только истинные патриоты, которые до этого были в стороне, но и душевная мизерность отдельных людей.

О позиции Церкви во время войны, о миссии капелланов, вере и оружии говорили ведущие протестантские пасторы и служители других конфессий во время круглого стола «Церковь в условиях войны: богословие, позиция, миссия», который прошел в Ирпене в субботу, 20 сентября. Предлагаем вторую часть репортажа. Первая часть здесь.

Kosiak.jpgСпециальным гостем встречи стал Сергей Косяк, организатор  Молитвенного Майдана в Донецке, который продолжается до сих пор. В свое время он пережил угрозы, аресты и издевательства, но не опустил руки и продолжает активную деятельность на Донетчине. По его словам, позиция религиозных организаций относительно всех событий на Майдане и позже на Востоке вырабатывалась именно в процессе встреч на молитвенном марафоне куда приходили не только христиане.

Сергей подчеркнул, что есть давнее желание услышать о подобных четких решениях и от российских религиозных лидеров: «Если Церковь прячется в кусты, то это уже не Церковь. Потому что Церковь должна быть эталоном, на который стоит равняться».

На момент проведения круглого стола, то есть на 20 сентября, после донецкого Молитвенного Майдана 14 активистов побывали в плену у террористов, еще в шестерых стреляли. Сейчас они вынуждены перейти в подполье, но не только для молитвы, но и для поддержки работы волонтерской сети помощи.

«Почему мы интересуем общество? Потому что стоим на своей позиции от начала. Наша гуманитарная активность – тоже важная составляющая. Делая добро, мы прославляем Иисуса Христа. Потому что Украина для нас одна и мы все в ней живем», – добавил пастор.

Прошедшие события доказали ему, что нет раскола страны на Восток и Запад. Есть разделение в середине самих городов и областей: «Есть два Донецка, два Киева. В них живут люди, которые действуют и думают по-разному. Это два разных по эмоциям лагеря. У одних жизнь проходит так же, как и раньше, вроде ничего не случилось, а другие люди не могут не поделиться хлебом с ближним. И тут легко проверить, кто к какому лагерю принадлежит, спросив, есть ли у человека мысли о горе других».

Еще одним направлением деятельности Сергей определил миссию освобождения людей из плена. Он рассказал, что активисты действовали очень просто – постоянно обращались и писали письма со ссылками на законы в прокуратуру ДНР, поддерживали перманентное давление и напоминали, что эти волонтеры попали в плен случайно, за них есть кому постоять. И именно под таким давлением террористы отступали, освобождая верующих. Но, добавил пастор, сейчас ситуация изменилась в худшую сторону и любое давление стало фактически невозможным. Поэтому, он уверен, нужна постоянная молитва для достижения мира.

Romaniuk.jpgЗа время испытаний последнего года открылись не только истинные патриоты, которые до этого были в стороне, но и душевная мизерность отдельных людей, – размышляет старший пастор Ирпенской библейской церкви Николай Романюк. Он считает, что богословие оправдывало не только молчание верующих во время всех событий, но и борьбу идеологий.

Пастор убежден, что нужно учитывать семь моментов во время нынешней проповеди, возвращаться и вспоминать забытое. Во-первых, он настаивает на проповедовании того, что нужно заново научиться доверять Богу, открыться Ему. С этим связан второй пункт его размышлений – напоминание об эсхатологии, о том, что Церковь постоянно живет в ожидании.

Что касается власти, Николай Романюк подчеркнул, что христиане во время действия демократии тоже ответственны за порядок в государстве. Это тянет за собой не только вознаграждение хороших поступков, но и наказание плохих. При этом наибольший грех после неверия – это равнодушие. Пастор подчеркнул, что из-за войны люди обозлились и поляризовались, и в этом они виноваты в первую очередь как христиане, когда перестали видеть в другом брата.

По его словам, принципиально не спешить судить людей как ни за то, что они делают, так и не за то, чего они не делают. Так же необходимо утверждать в проповедях, что жизнь продолжается, а потому нельзя отпускать ее поток ни на миг: «умирать – умирай, но хлеб сей». Николай Романюк подытожил свои слова, напомнив, что чем сильнее тьма – тем ярче свет, стоит лишь беречь любовь.

Hohulia.jpgВ дискуссии также приняла участие активистка группы «Відсіч» и кандидат филологических наук Марина Гогуля, которая активно помогает военным. Она добавила, что сейчас основные направления работы – это бойкот российских товаров и сериалов, а также молчаливый протест против раздачи газеты «Вести» каждое утро. «Сегодня все нормальные украинцы, а среди них и адекватные христиане, находятся в одной лодке со своим народом и делают все, чтобы сберечь свою страну, которая должна восприниматься нами не как контора, которая все время что-то нам должна, а как светлая идея, для воплощения которой нужно много работать, чтобы не утратить все. Итак, война, и нужно 1) конечно, защищать свою страну и ничего не жалеть для этого, 2) взвешивать свои шаги, советоваться, чтобы не навредить, 3) не падать духом и, по возможности, не сходить с ума, ведь именно это выгодно как кремлевскому агрессору, так и дьяволу. Пусть поможет нам Бог», – заявила она.

Dmytrenko.jpgПисатель и директор по развитию Украинской евангельской теологической семинарии Олесь Дмитренко рассказал, что готовит новую книгу «Когда Иисус плачет», которая будет касаться войны. Он подчеркнул, что Майдан и война – в корне разные события, которые нельзя обобщать.

По его мнению, есть простые пункты, благодаря которым можно четче понять ход событий. Для этого нужно не смешивать все в одну кучу и выработать новую общую доктрину. Необходимо взращивание сильных лидеров, вместе с ликвидацией постсоветских эффектов: «Давайте перестанем ходить в тени СССР, выйдем из риторики «стран постсоветского пространства»». Вместо этого, считает Олесь, стоит создавать новое пространство, новые доктрины и новое понимание.   

Diatlyk.jpgВажность отхода от советской идеологии, а также концепцию «Русского мира» отметил пастор Тарас Дятлик, докторант теологии Евангельского теологического факультета (Лювен, Бельгия): «Последствия того, что мы учили на протяжении 20 лет, пожинаем сейчас – и в хорошем, и в плохом измерении. Мы как Церковь и учебное заведение забыли, что главная битва происходит в головах людей. Поэтому важно делать акцент на теории вместе с практикой, продвигать определенные идеи и мысли, которые потом материализуются в изменении мировоззрения».

Богослов добавил, что «красно-православная» идеология «Русского мира» дала о себе знать, когда появилась поддержка террористов населением. «Идеология заменяет Бога, а ученики несут это в массы. Ошибочный советский мета-нарратив – искусственная история народов и мира, что отражается на Церкви». Тарас Дятлик видит новый путь через возвращение к практическому богословию, в чем состоит миссия пасторов, которые должны делать это через проповедь. С этим связано и несвоевременное закрытие курса «Церковь и политика», который должен был присутствовать, чтобы очерчивать эти вопросы.

Он подчеркнул, что проповедники обязаны объяснять то, что происходит, и как на это нужно реагировать. И тогда, когда будет присутствовать норма вместе с практикой, будет понимание того, как нужно поступать согласно с волей Бога.

«Нам нельзя зачерстветь душой, нам нужно постоянно быть на передовой, чтобы все чувствовать. Я хочу быть честным с Богом и людьми – за это нужно платить свою цену. А наша проблема заключается в том, что мы играем в межцерковную политику, вместо того чтобы быть честными в позиции добра и зла»,  – продолжил размышления старший епископ и пастор киевской церкви «Новая жизнь» Анатолий Калюжный.

В последнее время он ввел практику частых визитов в военные госпитали, чтобы напрямую общаться с ранеными бойцами. После таких встреч родилась идея создания сети центров реабилитации для пострадавших, что может стать практическим воплощением служения.

«Есть много тех, кто сделал бизнес на войне. Есть такие люди среди христиан, и я не хочу вспоминать их имена, но это аморально. Нам нужно вооружаться проповедями и ободрять людей, чтобы прийти в завтрашний день. Необходимо постоянно утверждать веру в Бога», – добавил пастор.

Он сам стал свидетелем чуда, когда его прихожанин, Мирослав, отец пятерых детей, отправился добровольцем в зону АТО. Он чудом выжил во время страшных обстрелов под Иловайском и одним из первых был освобожден из плена террористов. Подобные случаи являются чудом, уверен Анатолий Калюжный и напоминает, что нет ничего невозможного, когда есть вера в Бога.

О потребности формировать подобное общество верующих людей сказал и Михаил Черенков. По его мнению, каждый должен делать то, что ему открыл Бог, и следовать путем, какой Он указал. Поэтому каждый может стать героем малых дел, размышляя над проблемой того, как разбудить молчаливое большинство христианского пространства.

Fylypovych.jpgОфициальная часть встречи завершилась выступлением профессора Института философии им. Г. Сковороды Людмилы Филипович, которая представляла мнение религиоведов. «Мы – не холодные аналитики, мы активные наблюдатели. Вы всегда найдете в нашем лице не только поддержку, но и включенных в процесс ученых. Здесь рождается новое богословие патриотизма. Я вижу один путь в его внедрении – это Слово и просвещение, где я могу помочь», – подытожила она.

Результатом встречи стало совместное обращение протестантского сообщества с выдвижением базиса новой доктрины современности. Пасторы убеждены, что нельзя оставаться в стороне, принимая якобы аполитичную позицию, которая является куда более равнодушной по своей сути

Татьяна МУХОМОРОВА