Три дня прощания с эпохой. Памяти Митрополита Владимира

08.07.2014, 10:39
Три дня прощания с эпохой. Памяти Митрополита Владимира - фото 1
Владимир руководил Церковью, не будучи менеджером в современном понимании. Аскет, молитвенник. Он не принимал материальных ценностей, заполонивших реальность.

Третий день продолжается прощание с Митрополитом Владимиром (Сабоданом). Очередь желающих проститься с Блаженнейшим многочисленна с самого утра, ворота Лавры открыты круглосуточно. В день похорон, 7 июля, сотни христиан пришли в последний раз посмотреть на своего Предстоятеля.

Похорон_5.jpg

Киевские маршрутки переполнены – женщины торопятся на панихиду по Митрополиту. На подступах к Киево-Печерской Лавре их встречают усиленные кордоны милиции, ограничивающие движение горожан. Вместе с тем трогательно внимание некоторых правоохранителей – они переводят через дорогу бабушку на костылях, останавливая все потоки авто, чтобы и она могла попасть на Службу.

Похорон_2.jpg

Вход в Лавру в эти дни свободный. Центральная площадь заполнена людьми, пытающимися найти хоть какую-то тень. Перед Успенским собором расположен павильон прямо под небом, чтобы каждый верующий мог не только молиться за упокой души Митрополита, но и лично попрощаться с Блаженнейшим.

«Это был человек значимый для Православной Церкви, вдохновляющий всех своими действиями. Он притягивал к себе. Вон сколько людей его уважает и печалится по нему. Поэтому мы все понимаем, что Митрополит Владимир чрезвычайно важен для всего православия», – рассказывает сотрудница комплекса Татьяна.

По словам прихожан, вместе с уходом Митрополита заканчивается целая эпоха в Церкви, а дальше Церковь ждет новый поворот истории. Прихожанка Ирина не сдерживает слез, но с особым уважением рассказывает о личном общении с Блаженнейшим.

Похорон_1.jpg

«У меня была счастливая возможность пообщаться с ним несколько раз, поэтому он для меня был больше чем человек, наверно, святой. Уникальный служитель, подвижник Церкви, он всего себя отдавал служению. Образованный, очень скромный, молчаливый – перед ним все терялись, даже статусные и серьезные люди. Было такое впечатление, что когда он смотрел на тебя, то видел насквозь. Владимир был гарантом спокойствия в Церкви, был для меня и учителем, и отцом… В наше время нестабильности с ним всегда была уверенность. И его благословение открывало большие возможности. Я думаю, что 25 лет его правления Господь нам дал как гарантию будущего Церкви», – делится киевлянка.

 

Похорон_3.jpg

Вместе с Митрополитом Владимиром уходит целая эпоха, продолжавшаяся 25 лет его правления. Владыка чуть не стал Патриархом Московским. Имея на это несколько шансов, он, однако, отказался от такой возможности, заявив, что хочет умереть 121-м Митрополитом Киевским, а не 16-м Московским. Рожденный украинцем в селе Марковка Хмельницкой области, в семье, пострадавшей от геноцида 1932–33 годов, он через всю свою жизнь пронес любовь к Отчизне, что отразилось на его служении.

Похорон_4.jpg

В перерыве между панихидой и молитвами за упокой Местоблюститель митрополит Онуфрий отметил, что Блаженнейший нес величественный свет любви, как заповедал апостол Павел. Он подчеркнул, что никакие обстоятельства не смогли отвернуть его от единственно правильного пути и посеять зло в его сердце.

«Он нес большую любовь людям, терпел наши недостатки. В эти дни мы все пытаемся воздать ему за это служение. Сегодня, в день рождества Иоанна Предтечи, его душа стоит пред Престолом Божьим. И то, что его похороны состоятся именно в этот праздник, – тоже особый знак от Бога», – объявил владыка.

LF.jpgЛюдмила Филипович, религиовед, доктор философских наук, Институт философии им. Г.Сковороды

С самого начала миссией Митрополита Владимира было удержать части Церкви от дробления и уничтожения, укрепить ее. Но потом от миссии хранителя он перешел к призванию миротворца. Всю свою жизнь он стремился сбалансировать разные части в УПЦ, и ему это удавалось, пусть и очень тяжкими усилиями, которые мне страшно представить. Его миссия жива, даже после физической смерти – настало время Церкви определиться, каким путем двигаться. Она может остаться на старых позициях или стать на светлый путь развития, приблизиться к Европе.

Владимир руководил Церковью, не будучи менеджером в современном понимании. Аскет, молитвенник. Он не принимал материальных ценностей, заполонивших реальность. Мне он лично нравился по сравнению со всеми иерархами тем, что был особенно аскетичным и духовным. Он довольствовался малым в материальном, желая большого в духовном.

То есть, в нем было то, что мы ценим у святых Церкви. Для меня он – идеальный христианин, ему было чуждо мирское, поскольку он служил Богу. Кроме того, Митрополит был «подземным украинофилом». Известно, что у него наибольшая коллекция «Кобзарей» Шевченко, он мог цитировать его часами. Владимир ценил украинские проявления духовности, занимался переводом Евангелия. Он читал проповеди не «на злобу дня», а давая надежду людям, при любых обстоятельствах. Это был очень светлый человек, который не боролся за власть, а по-настоящему служил Богу.

chornomor.jpgЮрий Черноморец, религиовед, доктор философских наук

Митрополит Владимир был полной противоположностью Филарета, потому что второй был диктатором и у него все было построено как в пирамиде. А Владимир пришел в руководство с девизом, что самостоятельность должна быть на уровне епархий, синодальных отделов – это все была их ответственность. Он пришел с программой делегирования полномочий на местах. Поэтому Владимир руководил Церковью не как единоличный лидер, а как харизматичный руководитель, который первый среди равных, что он особо подчеркивал. Всегда на Синоде он стремился к консенсусу, кто бы ни протестовал – проукраинские или пророссийские силы.

Это несколько тормозило развитие Церкви, потому что определенные решения не принимались годами, но позволяло на поле расти всем цветам, после чего взошла пшеница, а вместе с ней и сорняки. В целом такая тактика была удачной, можно сказать, что он сделал в Церкви такую себе «оттепель», как Хрущев после Сталина.

Мы смотрим по плодам – это 13 000 приходов, когда были очень сложные условия существования Церкви. Все-таки активных православных верующих в УПЦ в три раза больше, но есть проблемы, потому что эта свобода позволила подняться пророссийским силам. Тактика Блаженнейшего была в том, что он почти никого не отлучил от Церкви, даже во время сильного кризиса, что само по себе уникально.

Относительно будущего Церкви, можно вспомнить, что в 2009 году симпатии были на пророссийской стороне – митрополита Агафангела или Илариона, но эта волна прошла, и Церковь повернулась к пониманию того, что пример монашеского благочестия – митрополиты Онуфрий или Антоний. Дело Владимира должен сберечь монах, у которого нет стремления быть митрополитом-менеджером или бизнесменом.

Следующие этапы развития Церкви – это завоевание того пассивного большинства граждан, которые называют себя православными, но не ходят в церковь. Это все должно происходить через евангелизацию молодежи, через привлечение к социальному служению. Здесь скорее нужна тактика не строительства храмов, а того, чтобы идти в общество со всех сторон. Церковь нуждается в собственном Петре Могиле, а у УПЦ есть огромный потенциал для возрождения, после чего она сможет сформировать Единую Православную Церковь.

Митрополит Владимир (Сабодан) отныне похоронен на братском кладбище Киево-Печерской лавры, как он и заповедал. Его могила находится как раз у стены, вдоль которой он любил гулять.

mohylaBMV.jpg

Татьяна МУХОМОРОВА