Христианский рок – быть или не быть в Украине

14.05.2013, 12:15
Христианский рок – быть или не быть в Украине - фото 1
В последние годы, слушая музыку, можно все чаще встретить приставку «христианский» в характеристике рок-группы. Что же такое христианский рок и популярен ли он в Украине, попробуем исследовать в этой статье.

kana_w.jpgВ последние годы, слушая музыку, можно все чаще встретить приставку «христианский» в характеристике рок-группы. Что же такое христианский рок и популярен ли он в Украине, попробуем исследовать в этой статье.

Истоки Christian Rock

Само понятие христианского рока появляется в мировой музыкальной культуре около 60-х годов и изначально построено на антагонизме. Рок-н-ролл-культура, происходя из низших слоев американского общества, нередко апеллировала к христианской тематике. Однако с развитием музыкального рок-пространства группы стали все чаще упоминать в своих текстах кровь, суицид, смерть и дьявола. Такие контркультурные темы хорошо воспринимаются подростками, которые пытаются противоречить общепринятым моральным нормам. Подобное направление «тяжелой» музыки вызвало определенное сопротивление у верующих музыкантов, что привело к появлению групп, которые, в отличие от других коллег-рокеров, начали исполнять тексты о Боге, вере и душе.

Одним из основоположников этого жанра считается американская группа Petra, созданная в 1972 году.

Фактически, вокалист «Петры» Джон Шлитт и гитарист Боб Гартман считаются отцами христианского рока, как и другой исполнитель, Ларри Норман. Все противостояние «сатанинской» рок-культуре и желание христианизировать рок отразилось в песне Нормана «Почему мы должны отдавать дьяволу всю хорошую музыку?» (Why Should the Devil Have All the Good Music?), которую потом стали считать «программной». И такая музыка оказывала немалое влияние на тогдашних хиппи, создавших группу под названием «движение Иисуса» и проповедовавших любовь. Также свой нестандартный взгляд на христианство в более позднюю музыкальную культуру внесли исполнители музыки регги, призывавшие проявлять любовь к ближнему.

В дальнейшем христианская рок-культура развивалась в основном в США по подобному шаблону. Благодаря учреждению в 1984 году фестиваля в Корнерстоуне, это музыкальное движение стало популяризироваться среди молодежи, что способствовало евангелизации и распространению композиций таких групп не только среди христиан, но и представителей других конфессий, агностиков и атеистов. Среди групп, регулярно участвующих в Корнерстоунском фестивале, появляются общеизвестные названия, как Skillet, Creed, P.O.D., Pillar, Delirious?, Sixpence None the Richer, Crash Test Dummies, 12 Stones и другие.

Если человек не очень интересуется фоном музыки, которую он слушает, отличить христианские рок-группы от нехристианских возможно только при напряженном анализе текстов и детальном изучении биографий. Ведь именно в биографиях можно легко проследить типичный путь для американской группы такого направления.

Начинается все, в основном, одинаково. Живут члены группы, ходят в свою церковь и посещают музыкальную школу. А дальше каждый из участников чувствует в себе призыв играть музыку во славу Господа и начинает искать себе компаньонов. Компаньоны собираются и начинают играть рок-музыку, только с той разницей, что тексты их посвящены добру, а сами они не употребляют наркотики и алкоголь. Если задуматься, то такую группу можно найти практически в каждом приходе, однако далеко не все становятся известными на всю страну и на весь мир.

Не последнюю роль в популяризации такой музыки играют дискотеки и фильмы. Один из проектов христианского направления под названием Schlafes Bruder (Германия) эволюционировал от жесткого дискотечного транса до рока с элементами хора, так как на более «тяжелую» музыку в Германии есть большой спрос. Во всех своих композициях они используют религиозные мотивы или даже молитвенные тексты. Еще в качестве транс-проекта E Nomine (Во имя) они записали композицию Vater Unser (Отче наш), которая стала №1 во всех европейских танцевальных чартах.

Что же касается кино, многие христианские уайт-металл группы (противопоставляя себя блэк-металлу, акцентирующему внимание на негативе) участвуют в записи саундтреков к известным экшнам. Ярким примером последних лет стало участие христианского проекта Skillet в записи OST к ленте «Трансформеры 3: темная сторона луны», благодаря чему группа стала известной не только в США, но и во всем мире. Их песня "Awake and Alive" покорила и украинский радиоэфир и музыкальные чарты, что обеспечило группе различные дивиденды: как в плане распространения «светлой» музыки среди молодежи, так и финансовые, выраженные в покупке новых альбомов и приглашениях с концертами. В ноябре 2011 года группа выступала в Киеве, собрав большую аудиторию поклонников.

Другим примером известной широкой общественности христианской группы можно назвать P.O.D., что расшифровывается как Payable On Death (оплата в случае смерти). Такое название музыканты выбрали по аналогии с Христом, «оплатившим» Своей смертью грехи человечества. И эта группа приняла участие в 2003 году в записи дорожки для «мессианской» фантастики, которая пленила умы многих молодых людей по всему миру и до сих пор считается культовой лентой. Это – «Матрица», а точнее, вторая ее часть «Перезагрузка». Песня "Sleeping Awake" занимала первые места в американских и европейских чартах и, в конце концов, даже получила собственный клип.

Еще одной разновидностью музыки, принадлежащей к христианской музыкальной культуре, являются группы, которые частично используют христианскую тематику в своих композициях и состоят преимущественно из верующих людей. К ним относятся U2, Blind Guardian, Dream Nightwish, Within Temptation, Linkin Park, Evanescence и другие. Evanescence даже некоторое время записывались на студии, принадлежавшей христианскому музыкальному лейблу, однако довольно быстро поняли, что не смогут петь только о добром и вечном, а хотят и о несчастной любви, поэтому покинули этот лейбл и ушли в свободное плавание.

Явление христианизации рок-музыки характерно не только для западных стран, но и для территории СНГ. Наиболее популярными стали группы «Алиса» и «Агата Кристи», которые в своем позднем творчестве использовали православную тематику. Также отметилась острой прохристианской лирикой и группа «Черный кофе», популярная в 90-х среди ценителей постсоветского «металла». Однако в то время христианский русский рок был для молодежи скорее протестом против режима, который считал рок «несоветским» и запрещал церковь как таковую.

Что же такое христианский рок в Украине?

Для написания этого материала я провела опрос среди многих своих друзей-любителей рока: слушают ли они христианские рок-группы и знают ли, что такое христианский рок. Из 15 опрошенных только двое сказали, что слушают христианский рок, один из них был на фестивале для таких рок-групп. Еще трое сказали, что в общих чертах знают, что это за направление музыки, а когда услышали названия некоторых групп, искренне удивились, ведь эти песни периодически звучат на звуковых дорожках к известным кинолентам, на радио и, наконец, у них дома в колонках. Остальные же представляли себе христианский рок чем-то отсталым, занудным и неинтересным. Наиболее интересной оказалась версия одного дизайнера: «Христианский рок – это должно быть что-то вроде «выходят монахи-францисканцы в рясах и с тонзурами, берут электрогитары и начинают играть рок, исполняя литургию». Такое я могла бы назвать христианским роком».

Термин «христианский рок» в Украине до сих пор новый, следовательно, немногие люди ассоциируют рок-песни во имя веры именно с этим определением. Другая проблема – из-за определенных исторических событий на территории постсоветских стран молодежь несколько скептически относится как к собственно религии, так и к текстам, направленным на евангелизацию населения. Также этому не способствует имидж священников как людей, которые пытаются обогатиться за счет населения и ездят на роскошных авто.

Украинские христианские рок-группы часто не позиционируют себя таковыми. В основном, это группы, которые играют мягкий фолк-рок, однако встречаются и «металлические» бэнды. В репертуаре украинских «христианизаторов» часто встречаются не только духовные тексты, но и перепевы народных колядок, что перед Рождеством придает им особый шарм и популярность на украинских радиостанциях.

Из более-менее известных широкой общественности украинских христианских групп хотелось бы выделить две. Первая – микс фолка, джаза и рока под названием «Кана». Группа принимает участие в евангелизации и Школах христианской жизни, однако и не обходит в текстах проблемы, важные для молодежи, – отношения, поиск себя в жизни. Как и бывает у большинства христианских музыкантов, исполнители познакомились в Школе христианской жизни и евангелизации Марии Матери Церкви, и с тех пор несут Слово Божье в массы. Прекрасное дополнение к стандартному репертуару – колядки, которые группа ежегодно перепевает накануне праздников. Это добавляет еще большего национального колорита и выразительности среди других. Последнее творение «Каны» – колядка «Бог родился». «Кана» довольно популярна не только на территории Западной Украины, откуда родом участники бэнда, но и среди молодежи центрально-восточных регионов.

Вторую группу, на которой хотелось бы остановиться, Oskord, на первый взгляд, не отличить от стандартных «металюг». Их первый альбом содержит всего пять песен, но каждая из них – это библейская история, изложенная в стихотворной форме с четко выраженной моралью. Один из участников группы, Алексей Андрущенко, говорит, что «Оскорду» хотелось показать, что библейские истории – это совсем не банальные, всеми «перетертые» рассказы, в каждой из них заложено гораздо больше интересного, чем просто удачный финал.

Что же касается ориентации группы, Алексей говорит, что стыдиться описания «христианский» при упоминании в медиа-пространстве – глупо, ведь это не особенность, и нечего скрывать правду. По мнению парня, приставка «христианский» к словам фолк-метал, блэк или трэш вполне оправдана, ведь тяжелая музыка изобилует всякими «пеган», «оккульта», «анхоли». «С другой стороны, христианство – это не тексты песен и мелодии, а выбор жизненного пути. И как раз он несет наибольшее влияние. Если бы мы не назывались христианской группой – мы бы все равно были ею», – говорит Андрущенко.

Украинские христианские рок-группы играют преимущественно качественную музыку, которая ничуть не отличается от других, нехристианских их коллег. Однако настоящей популярности, такой, как достигли американцы из Skillet или P.O.D., на территории своего государства они смогут достичь лишь при двух условиях. Первое – изменение восприятия религии в сознании молодых украинцев. Второе – большая лояльность радио- и музыкального телепространства к отечественным группам различного профиля. Ведь музыкальная пресса в Украине не достаточно развита, чтобы молодежь могла узнавать о такой ​​музыке из специализированных изданий.

Любомира РЕМАЖЕВСКАЯ