Луганские римо-католики объединяют культуры и языки

07.02.2013, 09:41
Луганские римо-католики объединяют культуры и языки - фото 1
Чем сегодня живет религиозная община римо-католиков Луганска, с какими трудностями сталкиваются его служители, нам рассказал настоятель, о. Гжегош Рапа.

В конце января в Луганске, в римо-католическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии, прошел конкурс рождественских колядок. Мероприятие довольно необычное для наших мест, учитывая тот факт, что участниками конкурса стали не только луганчане, но и студенты-иностранцы из Индии, Нигерии и Конго. В костеле всегда рады прихожанам, независимо от их национальности, а слава о доброте, отзывчивости и мудрости настоятеля ксендза Гжегоша Рапы и его помощников давно разлетелась среди местных и приезжих католиков.

Рождественский концерт в Луганских римо-католиков

Чем сегодня живет религиозная община римо-католиков, прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии, с какими трудностями сталкиваются его служители, нам рассказал настоятель, о.Гжегош Рапа.

Первые римо-католики на Луганщине

Первые упоминания о католиках на Луганщине относятся к XVI веку и связаны с переселением поляков. Строительство же католических храмов в Донбассе началось только на рубеже ХIХ-ХХ вв..

Как сообщается на официальном сайте католического прихода города Стаханова, по состоянию на 1924 г. на Луганщине было зарегистрировано три католических общины: луганская — 230 католиков, антониевская — 400 человек из Кадиевки и религиозная община в колонии Казаковка, Новосветловского района – 121 католик.

Во второй половине 1920-х гг. на католиков, как и на представителей других конфессий, началось наступление, и вскоре все костелы были закрыты. В годы притеснений верующим луганчанам приходилось преодолевать сотни километров, чтобы добраться до одного из немногих действующих храмов — харьковского костела.

Современная же община римо-католиков Луганска начала зарождаться в конце 90-х годов прошлого века с подачи местного жителя Эдварда Витковского. Еще в 1989 году он от руки писал объявления о встречах с единоверцами и развешивал их по городу на остановках и столбах. На первое собрание пришло 3 человека — на него также явились и представители КГБ. Не найдя достаточного количества католиков в Луганске, Эдвард Витковский стал искать католиков в других городах Украины — в Донецке, Харькове, Днепропетровске. В 1991 году он вернулся в Луганск, где ему все-таки удалось собрать небольшую группу единоверцев, а в 1992-м они зарегистрировались как римо-католическая община Луганска.

Рождественский концерт в Луганских римо-католиков

Мудрый пастырь

Несмотря на то, что официально у луганских католиков появилась своя община, у них не было ни своего костела, ни священника. Какое-то время к ним приезжал служить священник из Харькова – ксендз Юрий Зиминский. Вскоре представители римо-католического прихода в Луганске отправились искать своего, постоянного пастыря. Побывали в Киевско-Житомирской епархии, где священника не нашлось, затем отправились в Польшу, в Люблин. Приехали к епископу, а в это время как раз у него был Гжегош Рапа, который собирался отправиться на работу в Украину. «Меня долго уговаривал друг из Ровно, чтобы я приехал служить в Украину, к нему. В конце концов, он меня уговорил. И как раз, когда я был у епископа, приехала делегация из Луганска. И епископ мне сказал: «В Ровно уже есть священник, может, поедешь в Луганск?» И я согласился приехать сюда на время и до сих пор принадлежу Люблинской епархии», — рассказывает о.Гжегош Рапа.

о. Гжегош РапаРодился Гжегош Рапа в Щецине, на северо-западе Польши. Когда мальчику было семь лет, семья переехала в окрестности Люблина. Что касается решения посвятить себя Богу, оно пришло будущему священнослужителю в юношестве.

«В детстве я мечтал стать ученым, постигать тайны природы, раскрывать ее загадки. Особенно привлекала меня молекулярная физика, хотелось добраться до атома, разгадать его секреты. А потом я начал задумываться над тем, а не интереснее ли познавать Создателя. Бросить себя в создание или в Создателя? Что глубже? Для себя я выбрал Создателя и служению ему решил посвятить всю жизнь и всю энергию», — вспоминает ксендз Гжегош.

Близкие поддержали его выбор. В семье Гжегоша было пятеро детей, и отец молился, чтобы один из них посвятил себя Богу. «Вот и сбылась его мечта», — улыбается ксендз.

Долгая дорога к храму

Отправляясь в Луганск, отец Гжегош не рассчитывал увидеть здесь хорошо отлаженную работу, однако и такой пустыни он тоже не ожидал – начинать все нужно было с самого основания.

«Почему часть людей приходит к нам в костел, а потом уходит? Одна из причин –  люди росли без веры, не имеют твердой духовной основы, духовного стержня. Он не выработался, он мягкий. И любые внешние факторы легко людей сбивают», — говорит священнослужитель.

Не секрет, что в бывшем СССР религия, как опиум для народа, пресекалась во всех ее проявлениях. Не стал исключением и Луганск. «Мне сложно сравнивать ситуацию в Польше и здесь в то время. У нас коммунизм очень затормозил церковную и религиозную жизнь, и за все то время в том же Люблине не было построено ни одного храма, но и ни один не был разрушен. Здесь же, люди рассказывают, вера искоренялась, тем более, римо-католическая. Яркое тому свидетельство — когда в 90-х годах здесь людям показывали фотографии Папы Иоанна Павла II, которого знал весь мир, даже забытая Африка, в экс-СССР спрашивали: «А кто это?» Контакты с миром были отрезаны, и сознание было отрезано», — делится настоятель.

В Луганске отец Гжегош Рапа не нашел ни костела, ни постоянной общины. Осложняло работу и незнание русского языка, который он позже выучил, общаясь с прихожанами. Первое время жил на квартире у одного из прихожан. Сначала службы проводились в украинско-канадском центре «Возрождение» (этот центр существует при ЛНУ им. Т.Шевченко). «На первые службы приходило до 20 человек. Приходили люди и просто из интереса. Служить было сложно – приехал, отслужил службу, вещи перевозишь постоянно. С прихожанами толком пообщаться не удавалось, не позаниматься с ними», — рассказывает ксендз.

Так продолжалось три года, однако работать без своего помещения становилось все труднее и труднее. В Украине денег найти не удавалось, поэтому на поиски средств отец Гжегош отправился в Германию. «Часть денег я нашел. Потом искал опять и опять. Выплачивал частями. Так мы приобрели здание по улице Мергельной, и в 1995 году еще без отопления прослужили здесь первое Рождество», — вспоминает он.

Рождественский концерт в Луганских римо-католиков

Услышать послание Папы

По словам священника, в церковь Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии регулярно на воскресную русскоязычную службу приходят около 80 прихожан. Отличительной чертой прихода, пожалуй, можно назвать то, что на службах здесь постоянно бывают студенты-иностранцы, приехавшие в Украину из дальнего зарубежья, в частности, из Африки и Индии.

Прихожане с Африки

«Эти ребята с детства воспитаны в Церкви, и она для них – центр жизни, вокруг нее все вертится. Поэтому приезжая в Луганск, первое, о чем они спрашивают: “Есть ли церковь? Где костел?”», — рассказывает отец Гжегош.

Священник отмечает, что, на удивление, несмотря на разницу в ментальности, между прихожанами выработался неплохой симбиоз.

«Католическая Церковь принимает людей всех народов, культур и языков. Но я боялся, что может сыграть разница в ментальности. Я знал, что иностранцы приедут, готовил своих прихожан, как себя вести. Однако мои опасения не оправдались. Все сработало хорошо», — говорит он.

Сложности возникали лишь в языковой плоскости — служба одновременно проходила и на русском, и на английском, и такая совместная служба была очень длинной.

«К тому же, я не мог исповедовать этих ребят», — вспоминает пастырь. Нужен был англоязычный священник, и отец Гжегош начал его искать.

«Кто-то мне подсказал, что в Западной Украине есть священник Станислав Сивец, который знает несколько языков, работал дважды в Африке, даже собирался опять туда поехать. Я его пригласил к нам. Он сначала сомневался, но приехал на выходные. Впервые наша служба разделилась. Мои иностранные прихожане так напали на него с исповедями и вопросами, что я уже и не решился предложить отцу Станиславу служить у нас. Однако после всего этого он пришел ко мне и сказал, что будет у нас работать», — рассказывает отец Гжегош.

В служении в храме ему также помогают отец Андрей Пальчик, родом из Запорожья, и две монахини из Западной Украины – сестра Станислава и сестра Гиацинта.

Рождественский концерт в Луганских римо-католиков

Традиционное Послание Папы Римского к верующим Urbi et Orbi звучит в Луганске на трех языках. Сейчас в храме ведется три службы, которые разделены по времени: одна — на русском, вторая — на английском и частично французском языке, а третья – на английском для студентов из Индии.

Отец Гжегош выступает сторонником межконфессионального диалога.

«Это очень сложно, но мне бы очень хотелось, чтобы разные религиозные организации общались между собой. Спокойно, с уважением друг к другу, с понимаем. Было бы очень хорошо, чтобы эти диалоги проходили в открытую, к примеру, по телевидению, чтобы люди имели возможность наблюдать за ними воочию. Эти встречи не должны быть точечными (периодичными в администрации). Работа должна вестись постоянно и вне стен официальных совещаний», — уверен Гжегош Рапа.

Вот так и живут римо-католики в Луганске — молятся Богу и объединяют культуры и языки.

Прихожане с Азии

Фото — Владимир Лермонтов, Юлия Гончарова

Диана СТЕШЕНКО