Адвент – время приготовления к Рождеству

04.12.2012, 13:44
Адвент – время приготовления к Рождеству - фото 1
О происхождении, традиции и значении предрождественского поста – Адвента – в Латинской Церкви рассказывает Константин МОРОЗОВ, священник Ордена Братьев Меньших Капуцинов.

risu.org.ua.jpgО происхождении, традиции и значении предрождественского поста – Адвента – в Латинской Церкви рассказывает Константин МОРОЗОВ, священник Ордена Братьев Меньших Капуцинов.

Латинское слово «адвент» (adventus) в античном Риме означало официальный приезд и посещение государственного чиновника после его назначения на должность. Этот термин также употребляли, когда кесарь вступал на трон.

В христианстве термин «адвент» стал классическим описанием пришествия Христа – как первого в Воплощении, так и второго – в небесной славе в конце света.

В Римско-Католической Церкви Адвентом называется литургический период приготовления к Рождеству Христову. Первый день этого периода является также первым днем ​​церковного года. Адвент начинается в воскресенье, приходящееся между 27 ноября и 3 декабря, и включает в себя четыре недели, непосредственно перед Рождеством Христовым.

Адвент разделен на две части: первая начинается с первого дня и посвящена ожиданию Второго Пришествия Христа; вторая длится с 17 по 24 декабря и является временем непосредственного приготовления к празднику Рождества.

Краткая история Адвента

Праздник Рождества Христова начали отмечать позже Пасхи. Поэтому его празднование наследует празднование наибольшего христианского праздника – Воскресения Господня. Адвент – время приготовления к Рождеству Христову, как и Великий Пост является приготовлением к Пасхе.

Первые празднования Адвента имели место в Галлии (сегодняшняя Франция) и Испании в IV в. Из Галлии он постепенно распространился на всю Церковь. Рим ввел Адвент в свою Литургию только в VI в., хотя Рождество уже праздновалось в IV в. Папа Римский Григорий Великий (+604) дал Римской Церкви официальные литургические тексты этого периода, поэтому Адвент стал для всей Церкви духовным приготовлением к празднику Рождества Христова. Вскоре ежегодное приготовление и ожидание Рождества Христова стало одновременно приготовлением и ожиданием Второго Пришествия Христа в конце света.

Адвент – время ожидания

Святой апостол и евангелист Иоанн в последней книге Библии, Откровении, сравнивает Христа и Церковь с невестой. Церковь, Невеста Христова, постоянно ожидает своего Божественного Жениха. Во время Адвента Она особым образом приглашает своих детей обращаться к Господу, чтобы Он как можно скорее пришел и окончательно наступило Его Царство.

На протяжении многих веков с таким большим стремлением ожидал Спасителя избранный Богом Израиль. Израильтяне надеялись, что Бог придет им на помощь и избавит их от врагов. Через пророков они получали подтверждение своих надежд, от них они слышали пророческие слова о Мессии, «Божьем Помазаннике».

Церковь духовно объединяется с израильским народом, ожидавшим Мессию. Адвентные чтения подают нам тексты из Ветхого Завета, которые пророчески говорят об ожидаемом израильским народом Мессии – Спасителе. Христиане распознают Мессию в Иисусе, Божьем Сыне, воплощенном ради нашего спасения. Именно Он является «Помазанником Божьим», «Сыном Давида», «Царем Израиля».

Адвент духовно объединяет нас с ожиданием всей Церковью Второго Пришествия Христа, оно было таким же живым в ранней Церкви, которая часто в своей литургии молилась о возвращении Иисуса, призывая Его: «Маранафа!», что означает с еврейского: «Приди, Господи!»

Во время адвентной Литургии Слова мы часто слышим тексты, которые зажигают в нас стремление скорейшего возвращения Господа. Тот, кто любит Иисуса, не может бояться Его прихода, ведь Его пришествие должно начать вечный небесный брачный пир Христа и Церкви.

Итак, Адвент является временем двойного ожидания – ожидания празднования исторического события Рождества Христова и ожидания Второго Пришествия Иисуса в небесной славе в конце света.

«Есть два пришествия Христа в истории. Первый раз Он пришел тайно, в тишине, как дождь на землю. Во второй раз Иисус придет во славе и блеске на глазах у всех.

Первый раз Он в пеленах был положен в ясли; второй – оденется в одежды. Он пришел – и страдал на кресте. Несмотря на это унижение, придет еще раз, полон славы, в окружении ангелов. Поэтому не останавливаемся только на первом Его приходе, но ожидаем также и второго. Как писал Кирилл Иерусалимский, первый раз мы говорили: «Благословен грядущий во имя Господне». Именно это скажем и во второй раз, выходя с ангелами навстречу Господу, отдадим Ему честь, восклицая: «Благословен грядущий во имя Господне».

Адвент – время бдения

Во время своей земной жизни Иисус много говорил о Своем Втором Пришествии. Он учил Своих учеников, как подготовиться к Его возвращению. По учению Христа, сердца христиан должны бодрствовать, быть всегда готовыми к приходу Господа. Мы все должны быть готовы, как разумные девы из притчи Иисуса, ожидавшие Жениха (ср. Мф. 25:1–13). Поэтому во время Адвента Церковь молится: «Боже, сделай так, чтобы когда Христос придет и постучит в дверь, то застанет нас неусыпными в молитве и в прославлении Твоего Имени. Укрепи нашу бдительность в ожидании Твоего Сына, чтобы мы вышли Ему навстречу с зажженными лампадами». Эти зажженные лампады – это молитва, поступки милосердия, любовь к Богу и ближним.

Быть бдительными – это значит, находиться в молитве. Во время Адвента Церковь призывает нас к более усердной молитве. В молитве мы находимся под действием Духа Божия, который учит Церковь молиться. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. …Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:17, 20).

Из другой притчи Иисуса (ср. Мф. 24:45–51) узнаем, что бодрствовать – это также означает до конца выполнять свое призвание и поручение, которые Господь разделяет своим слугам. Адвент побуждает нас изо всех сил, во славу Христову и на благо всего общества, использовать таланты, которыми наделил нас Бог (ср. Мф. 25:14–30).

Адвент – время радостного покаяния

Уже в IV в. в Западной Церкви верующие готовились к Рождеству Христову, как к Пасхе, то есть сорокадневным постом. Папа Григорий VІІ (1037–1085) сократил это время до четырех недель.

В Восточной Церкви Рождественский пост имеет 40 дней и начинается от праздника апостола Филиппа, поэтому и называется Филипповым.

На сегодняшний день Церковь значительно облегчила соблюдение Рождественского поста. От верующих не требуется строгого телесного поста, т.е. можно есть все, кроме мяса в пятницу (как и в каждую пятницу года).

Однако Церковь приглашает всех к посту духовному. Поскольку Адвент является временем приготовления к Рождественской радости, то в это время, чтобы не омрачить радости Рождества, не устраиваем шумных забав; в воскресных Евхаристиях не поем радостного гимна «Слава в вышних Богу». Адвент предназначен быть для нас временем радостного ожидания прихода Господа. Поэтому через пост, молитву, поступки милосердия мы готовим место для Него в нашем сердце. Это приготовление подобно накрыванию праздничного стола для важного гостя. Уже в самой подготовке есть что-то от радости предстоящего торжества.

Церковь, устанавливая минимум адвентного поста, поощряет каждого из нас к индивидуальным постановлениям, как пережить время Адвента. Кто-то может обострить для себя телесный пост, установить пост для глаз и ушей (отказаться от телевидения, радио, Интернета и т.д.). Более усердная молитва – лучшее приготовление этого периода.

Духовные проводники Адвента

Библейские чтения Адвента особо указывают на три личности, которые можно назвать духовными проводниками Адвента. Это – пророк Исаия, Иоанн Креститель и Мария, Матерь Господа. Их слова и пример жизни являются для нас моделью ожидания прихода Иисуса Христа.

Исаия. Исаия – «пророк Адвента». Живя задолго до рождения Иисуса, он возвещает приход Мессии Искупителя. Этот Мессия исполнит до конца Божий план спасения. Он родится от Девы; будет Еммануилом, то есть Богом-с-нами (Ис. 7:14); выстрадает большие муки (Ис. 42:1–4; 49:1–16), но и воскреснет из мертвых (Ис. 53:11, 12).

Итак, можно сказать, что Исаия – это «пророк-евангелист», возвещающий приход Мессии на землю. Царь царей установит свое Царство мира и справедливости. Через свои видения Исаия приближает к нам красоту этого Царства, глубину и величие Божьих даров, которые принесет Еммануил, Бог-с-нами, который должен родиться от Девы. Именно на Еммануиле почиет Святой Дух, чтобы возвестить спасение убогим, вытереть слезы с каждого лица и порадовать свой народ, давая крепость, надежду тем, кто решил разделить Его путь.

Иоанн Креститель. Иоанн Креститель – Предтеча Иисуса Христа. Предтеча – это личность, подготовившая своей деятельностью путь, условия для деятельности других. Иоанн своим рождением, проповедью и мученической смертью приготовил избранный народ к встрече с Мессией, обещанным Богом Спасителем. Личность Иоанна Предтечи является указателем, который ведет к Иисусу. Уже само его рождение стало пророчеством прихода Мессии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему…» (Лк. 1:76).

Проповедь Иоанна возвещала, что Мессия уже близко, Он – уже среди нас, поэтому надо приготовить Ему сердца через покаяние в грехах и обращение. В силе Духа Божия Предтеча возвещал, что наступает время Нового Завета с Богом, который Он заключит посредством Христа, приходит время, когда сойдет Святой Дух на отпущение грехов; возвещал, что Бог заново одарит свой народ любовью Жениха.

Величайшей заслугой Иоанна является то, что собой он не затмил Личность Христа, а покорно занял позицию Его Предтечи. Этой покорности можем учиться и мы, призванные к тому, чтобы возвещать присутствие Иисуса Христа в нашем мире. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Ин. 1:19, 20).

Мученическая смерть Иоанна возвестила смерть Иисуса, Агнца Божия, на кресте. Так об этом говорит сам Христос: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10–13).

Пример Иоанна Крестителя учит нас, как быть предтечами Иисуса в наше время и в нашей среде.

Мария. Адвент особым образом объединяет каждого из нас с ожиданием Марии, Матери Иисуса, рождения Христа. В этом Богородица является особым проводником. Ведь Она – новая Ева. Святой Ириней учил: «Ева, искушенная сатаной, не послушалась Божьего слова и отделила себя и весь человеческий род от Бога; Мария же, новая Ева, подчиненная ангельскому благовещению, послушалась Божьего слова и заслужила носить в своем лоне Сына Божия. Таким образом, Дева Мария стала заступницей девы Евы». Она является также и нашей заступницей.

Особая связь Матерь Господа имеет с Церковью. Богородица рождает Иисуса, Главу Церкви; Церковь через крещение рождает для Христа его мистическое Тело. «Мария и Церковь являются матерями, обе девы, обе зачали от Святого Духа без человеческого вожделения, обе дают Отцу сыновей без греха. Мария непорочно родила для Тела (Церкви) Главу (Христа); Церковь через прощение грехов породила для Главы (Христа) Тело (членов Церкви). Они обе являются матерями Христа, но ни одна из них не рождает Его всего без другой», – учил Исаак из Стеллы. Итак, Мария – образец материнства для всей Церкви.

Во время Адвента мы особо стараемся  подражать Богородице, Ее вере, надежде и любви ко Христу. «И блаженна Уверовавшая…» (Лк. 1:45). Но блаженны также и вы, кто услышал и поверил: каждая душа, которая верует, зачинает и рождает Слово Божие (...). Хотя есть одна Мать Христова по плоти, но по вере Христос является плодом многих, ведь каждая душа получает Слово Бога, чтобы, непорочная и свободная от недостатков, берегла свою чистоту непорочным поведением. Душа, что так себя ведет, величает Господа так, как душа Марии, и ее дух величает Бога Спаса», – учил св.Амвросий.

Период с 17 по 24 декабря

Последняя неделя перед Рождеством Христовым особая. Прежде всего это проявляется в литургических чтениях. В эти дни Церковь читает начало Евангелия от Матфея и Луки, то есть Евангелие детства Иисуса Христа. Это первый аккорд празднования Рождества Христова.

17 декабря – Мф. 1:1–17: Родословная Иисуса Христа. Родословная Иисуса Христа подчеркивает такое мнение: рождение Иисуса является исполнением Божьего плана спасения, которое началось в Ветхом Завете.

18 декабря – Мф. 1:18–24: Рождество Христово и Иосиф. Рождение Христово не имеет аналогов в истории. Рождение Иисуса без отца, от Девы, по действию Святого Духа вызывает непонимание Иосифа, жениха Марии. Ангел открывает Иосифу Божественную тайну Иисуса – Он является настоящим Божьим Сыном.

19 декабря – Лк. 1:5–25: Благовещение Захарии. Непосредственно перед благовещением Марии евангелист Лука рассказывает о благовещении Захарии, о рождении Иоанна Крестителя, Предтечи Иисуса Христа. Сравнивая эти два описания, видим, что евангелист подчеркивает две противоположные реакции на ангельское благовещение – недоверие Захарии и исполненное веры и любви согласие Марии на деяния Бога в ее жизни.

20 декабря – Лк. 1:26–38: Благовещение Девы Марии. Вера Марии – открытые ворота для входа Сына Божия в человеческий мир. Имея Божье Дитя под своим сердцем, Мария рискует потерять репутацию, любовь и опеку Иосифа и даже жизнь. Остается только надежда: «Господь с Тобою» (Лк. 1:28).

21 декабря – Лк. 1:39–45: Дева Мария в доме Елизаветы. Открытость на вдохновение Духа Божия побуждает Марию пройти трудный путь в Аин-Карим к родственнице Елизавете, чтобы помочь ей во время последней фазы беременности. Таким образом происходит встреча Матери Иисуса с матерью Крестителя, встреча Христа с Его Предтечей. Эту встречу сопровождает действие Божия Духа, Духа Иисуса Христа.

22 декабря – Лк. 1:46–56: Гимн Марии. Мария, имея Иисуса под своим сердцем, исполнена Духом Божиим, поет гимн величания Богу за Его деяния в истории. Этот гимн – «ожерелье прославления», бусинки которого являются главными мыслями Ветхого Завета. В это «ожерелье» вплетены также пророческие слова относительно личности самой Марии. Это слово Бога, это слова Святого Духа.

23 декабря – Лк. 1:57–66: Рождение Иоанна Крестителя. Рождение Предтечи возвещает Рождество Того, кто должен прийти, – Иисуса Христа. Даже своим рождением Иоанн готовит путь Господу. Поэтому таким символическим является чтение этого Евангелия в непосредственной близости к торжеству Рождества Христова.

24 декабря – Лк. 1:67–79: Гимн Захарии.  Евангелист Лука последовательно проводит параллель между рождением Иисуса и Иоанна. Поэтому так, как пела Мария свой гимн величания, это делает и Захария, отец Предтечи. В своем гимне Захария, прославляя Бога, пророчески указывает на задачу Иоанна в Божьем плане спасения.

Рораты

Так называются утренние богослужения в честь Пресвятой Девы Марии, которые правятся в течение Адвента. Свое название они получили от первого слова латинской антифоны на вход, которая пелась в начале Евхаристии: «Rorate, caeli, desuper et nubes pluant justum» («Спустите с высоты росу, небеса, тучи пусть прольются Праведным»), что является парафразом стиха 45:8 из книги пророка Исаии и намеком на земной приход Сына Божия.

Роратные Евхаристии обычно служатся на рассвете, в утренние часы. Это подчеркивает нашу готовность к приходу Иисуса и наше приготовление. Роратная Служба начинается в темноте, лишь при свете роратных свечей или лампад, которые держат верующие в знак своего ожидания прихода Господа. При алтаре зажигают большую свечу, символизирующую присутствие и молитву Пресвятой Девы Марии. Особый характер имеют рораты с участием детей, идущих со священником в процессии света со своими свечами или лампадами. Участие в роратах является совершенной возможностью духовного приготовления к торжеству Рождества Христова.

Чтобы подчеркнуть радость ожидания вместе с Марией прихода Господа, в роратных Евхаристиях поют гимн «Слава в вышних Богу!» Это помогает нам осознать, что Тот, кого мы ждем, уже присутствует среди нас.

Адвентный венок

advent_vinok_w.jpgримерно 150 лет назад в Церкви укоренился обычай во время Адвента ставить адвентный венок. В кругу, украшенном зелеными ветками, ставят четыре свечи, которые символизируют четыре воскресенья Адвента. Свечи могут быть фиолетового цвета (цвет этого литургического периода), а третья из них – розового, поскольку третье воскресенье Адвента называется «Gaudete», т.е. «Радуйтесь» (третье воскресенье отмечает половину истекшего времени приготовления; его название происходит от первого слова чтения Святого Павла, в котором Павел призывает христиан к радости). Обычно, священник в это воскресенье надевает розовую литургическую одежду. Свечи могут быть и не цветными, их зажигают следующим образом: в первое воскресенье Адвента зажигают одну свечу, во второе – две, и так далее. Адвентный венок символизирует общину Церкви, которая в любви и радости ожидает своего Господа.