• Главная
  • Публикации
  • "Как на других страницах календаря встречаем день медика, шахтера, журналиста, так в ментальности многих людей два самых важных праздника – Рождество и Пасха – ассоциируются с "профессиональным праздником" христиан"....

"Как на других страницах календаря встречаем день медика, шахтера, журналиста, так в ментальности многих людей два самых важных праздника – Рождество и Пасха – ассоциируются с "профессиональным праздником" христиан".

24.12.2007, 11:04
"Как на других страницах календаря встречаем день медика, шахтера, журналиста, так в ментальности многих людей два самых важных праздника – Рождество и Пасха – ассоциируются с "профессиональным праздником" христиан". - фото 1
Об особенностях празднования Рождества украинскими римо-католиками рассказывает о. Константин МОРОЗОВ, Секретарь Литургийной Комиссии при Конференции Римо-Католических епископов Украины, консультант Конгрегации по делам Богопочитания и Совершения Таинств.

РождествоОб особенностях празднования Рождества украинскими римо-католиками рассказывает о. Константин МОРОЗОВ, Секретарь Литургийной Комиссии при Конференции Римо-Католических епископов Украины, консультант Конгрегации по делам Богопочитания и Совершения Таинств.

—Рождество Христово сегодня. Каково его значение для обычного человека?

— Значение Рождества для обычного человека связано с отношением того же обычного человека ко Христу. Ответ на вопрос: «Кто такой Христос? Кем Он является для меня?» является фундаментальным.

Если кто-то не считает Иисуса Христа выдающейся для себя личностью, то и Рождество, то есть день рождения этой личности, не будет играть никакой роли в жизни этого человека. Единственным значением Рождества для такого обычного человека ограничится дополнительными свободными днями, в которые он сможет делать то, что считает важным.

Если кто-то будет считать Иисуса только выдающейся исторической личностью, тогда ранг праздника Рождества практически не будет отличаться от упоминания прочих выдающихся событий прошлого – например, основания Рима, восстания Спартака, день рождения академика Королева, первый полет в космос Гагарина и т.д.

Обычный человек в нашем обществе относится к Рождеству как к профессиональному празднику. И как на других страницах календаря встречаем день медика, шахтера, журналиста, так в ментальности многих два самых важных праздника – Рождество и Пасха – ассоциируются с «профессиональным праздником» христиан.

Правда же такова, что по поводу препятствий в христианском воспитании и передачи веры со стороны атеистической власти в нашем недалеком прошлом обычный человек, который относит себя в число христиан, не может увидеть сразу всей глубины самых важных праздников.

Такой рядовой христианин концентрируется на внешних проявлениях религиозности. Поэтому для него важна елка, 12 блюд, семейное настроение, торжественное пение. Человек нуждается в праздниках, и праздник Рождества отвечает на эту важную нужду. Поэтому простого человека можно сравнить с ребенком, который ждет святого с его таинственностью и торжественностью. Всегда этот ребенок может спросить о более глубоком смысле празднования и таким образом углубить свою веру, ведь кто спрашивает и спрашивает мудро, уже на полпути к правде.

К счастью, нет недостатка сегодня в христианах, которые открыли истину, что Рождество тесно связано с их жизнью и спасением. Рождество Христово – это начало нашего спасения в Иисусе Христе. Отцы Церкви. То есть признанные учителя веры в истории Церкви, подчеркивали эту тесную связь Рождества с нашим спасением в так называемой формуле святого обмена, согласно которой Сын Божий сошел с небес, чтобы мы, люди земли, вошли в небе, Бог стал человеком, чтобы мы вошли в божественную жизнь.

— Почему римо-католики празднуют Рождество 25 декабря?

— Римо-католики празднуют Рождество 25 декабря, потому что все без исключения христиане празднуют Рождество 25 декабря. Правда одни по юлианскому, другие – по григорианскому календарю. Разногласия календарей объясняются разными датами празднования, но все мы единомышленно празднуем Рождество 25 декабря. И не потому, что точно известно, что Иисус Христос родился в этот день. Более того, ни в одном историческом документе, ни в Евангелиях, мы не найдем точную дату рождения Иисуса.

Празднование Рождества Христова началось через несколько веков после рождения Иисуса, оно родилось в Римской империи в первых поколениях христиан, как реакция на языческие празднования. Об этом хорошо рассказывает о. Ю. Я. Катрий в книге «Познай свой обряд»: «В Риме с 17 по 23 декабря происходили языческие торжества в честь бога Сатурна или Хроноса. Эти празднования звались Сатурналия. Сразу после них 25 декабря были большие радостные торжества в честь «непобедимого солнца». Кесарь Аврелиан 25 декабря 274 года провозгласил солнце-бога главным опекуном римской империи и посвятил ему святыню на Марсовом Поле в Риме. Праздник бога-солнца отмечали 25 декабря потому, что тогда наступает зимний оборот солнца, дни становятся длиннее и солнце большее греет. Этот день считался как будто рождением солнца и его победой над темнотой ночи.

Так что христианский Рим, чтобы противодействовать языческому Риму, на место бога-солнца ставит свое Солнце – Богочеловека и Его рождение также празднует 25 декабря»

Действительно в первых столетиях не существовало празднования Рождества Христова. Для нас сегодня трудно представить христианство без Рождества, но первое поколение обходилось без него. Для первых поколений учеников Христа самыми важными праздниками были их воскресные собрания, которые праздновались как Пасха недели. Как и иудеи, первые христиане ежегодно праздновали Пасху. В этом недельном и годовом цикле литургического года христиане читали Священное Писание и, конечно, не избегали тех моментов, где говорится о Рождестве Христовом. В своей ежедневной жизни христиане имели опыт, что Христос является для них светом, который просвещает их жизнь, Солнцем, которое разгоняет тьму их греха. Поэтому со временем, в свободные дни языческих торжеств Сатурналии и особенно в день рождения солнца, христиане смогли противопоставить идолопоклонству солнца свою веру во Христа – истинное Солнце, которое освещает тех, кто находится во мраке греха и смерти.

— Каковы особенности празднования Рождества по латинскому обряду в Украине?

— Из истории празднования Рождества видно, что оно как будто рождается из Пасхи. Этот опыт Пасхи – переход от старой жизни к новой, от мрака греха к свету праведности благодаря смерти и воскресению Христа, дает глубокий смысл Рождеству как началу нашего спасения. Эта внутренняя связь Рождества с Пасхою также проявляется во внешних празднованиях этих двух праздников. В обрядах Рождества можно также увидеть отблеск обрядов Пасхи. В Украине, по моему мнению, за счет сосуществования на наших землях разных культур, религий, обрядов сложилась очень интересная картина – наши рождественские обряды нанизаны их различными элементами. В нашей стране стали традиционными вертепы и театрализованные рождественские действа средневековой Италии, у нас загостила немецкая елочка, делимся облаткой как поляки, мы оставляем свободное место за столом, как евреи на пасхальном седере и так далее.

РождествоВ течение истории христиане восточного и западного обрядов, которые принадлежали к разным национальностям, в Украине обменивались своими обычаями. Некоторые так вошли в наше празднование, что сегодня католик латинского обряда в Украине не представляет себе Рождества без кути, и трудно представить Рождество в домах христиан восточного обряда без елки. Так что самую важную особенность празднования Рождества католиками латинского обряда в Украине я вижу в том, что по сравнению с католиками других стран, наши верующие обогащены тем культурным и религиозным наследием, которые в течение веков выработаны нашим украинским народом, вместе с христианами разных конфессий, обрядов, национальностей.


— Что символизирует елка?

— Обычай ставить и украшать праздничную елку берет начало в языческие времена. У древнегерманских народов существовала традиция: во время, когда дни становились дольше, а ночи короче – развешивали под потолком своег8о жилища ветки хвойных деревьев: ели или сосны, которые символизировали победу жизни над смертью, дня над ночью, света над тьмой. Церковь приняла этот обычай как знак личности Иисуса Христа-Света, который побеждает тьму, Спасителя, который стал для человеческого рода истинным райским деревом жизни и на дереве креста осуществил наше спасение.

Праздничная елка освещается – раньше свечами, теперь электрическими лампочками – поскольку Христос часто сам Себя называл светом. На ветвях елки развешивали сладости и украшения, чтобы таким образом вспомнить благодать искупления. До настоящих времен эта традиция сохранилась практически по всему миру. На праздник Рождества Христова елки ставят в храмах, домах, на площадях городов и в витринах магазинов.

В нашей стране, когда во времена коммунистической власти Рождество официально не праздновалось, елка, которую ставили на Новый Год, оставалась для многих практически единственным разрешенным атрибутом запрещенного праздника. Поэтому в представлении многих наших соотечественников праздничная елка ассоциируется именно с Новым Годом.

— Что такое Вигилийный вечер?

— В этот вечер вся семья старается собраться за столом на праздничный ужин. Вигилия с латинского обозначает бдение.

На наших украинских землях традиционным рождественским блюдом стала кутя – вареная пшеница с медом пшеница является символом вечности, ведь ее зерно ежегодно оживает. А мед – символ вечного счастья святых в небе. Некоторые авторы приходят к мысли, что кутя – это остаток древних братолюбивых столов, которые устраивали в дни смерти мучеников или умерших. Каждый регион, да и даже каждый дом имеет свои рецепты приготовления кути.

Кроме того, на столе появляется богатый ужин, который традиционно состоит из 12 блюд. Это символ 12 месяцев прошлого года, за которые мы воздаем Богу благодарность и 12 месяцев будущего года, которые мы отдаем в руки Христа с просьбой о благословении.

Римо-Католическая Церковь не указывает, чтобы ужин был постным, но эта традиция на наших землях уже веками вписана в свят-вечер, поэтому следовало бы ее сохранить.

Поскольку в событиях Рождества Христова свою роль сыграли животные – Иисус родился в хлеву среди скота – поэтому в вигилийный вечер весь домашний скот также получает достаточно хорошей пищи. Таким образом радость Христового Рождества распространяется на всю природу.

— Что за обряд – ломание облатки?

Рождество— Облатка (на польском – “оплатек”) – это такой пресный хлеб, которым во время вигилийного вечера делятся его участники. Происходит это таким образом: с появлением вечерней звезды вся семья собирается вокруг стола. При свете свечей все поют какую-то колядку, затем все молятся перед едой и глава семьи говорит всем праздничные поздравления. После этого члены семьи поздравляют друг друга. При этом друг у друга отламывают кусочек облатки. Взаимное деление хлебом является выражением примирения и любви.

— А почему остается свободное место за столом?

— За праздничным столом остается одно свободное место. На тарелку ложится облатка. В каждом жесте можно увидеть связь с ожиданием Мессии во время пасхального седера у иудеев. Каждый дом должен был быть готовым принять Мессию к себе. Мы, христиане, также ожидаем Христа, Его славного возвращения. Сегодня Он может прислать Своих посланников. Таким образом, это свободное место также приготовлено для какого-то гостя – бедного, сироты. Принимая их за стол, мы, согласно словам Иисуса, принимаем к себе Самого Христа.

— А какова история Вертепа?

Рождество— История утверждает, что ясли для Господа Иисуса уже в V веке были перенесены из Вифлеема в Рим и размещались в базилике Санта Мария Маджоре. В память об этом событии «пастырка» (рождественское богослужение) в Риме правится в этом храме около ясель Иисуса.

В результате этого в Италии родился обычай в день Рождества Христова выставлять ясли на фоне грота (пещеры), дополняя фигурками св. Марии, св. Иосифа, трех царей, ангелов, пастухов и разных животных. Но наибольшая заслуга в распространении обычая строительства яслей на фоне грота, которые в наших краях стали называться вертепами, принадлежит св. Франциску из Ассиза и его духовным потомкам. Современник святого, св. Бонавентура, рассказывал, как за три года до своей смерти св. Франциск задумался над тем, как освежить память рождения Младенца Иисуса и как это сделать с наибольшей торжественностью, чтобы разбудить дух набожности… Он попросил принести сына к гроту, привел вола и осла, и затем позвал братьев. Собрались люди и зазвучали песни. Слуга Божий благочестиво опустился на колени перед яслями, заливаясь слезами и сияя радостью, св. Франциск прочитал Евангелие. Потом произнес проповедь о рождении Воплощенного Бога…

В средневековье обычай строительства ясель или вертепов, начало которому было положено в V в., распространился по всей Европе.

— Расскажите о рождественских представлениях.

Рождество— В средневековье зародилась еще одна рождественская традиция — дополнять «немые» вертепы, исполненные в пластике, театрализованными представлениями. Сначала они проводились в храмах в очень простой форме и служили иллюстрацией к евангельским текстам, но позже переросли в богатые по форме и содержанию сценические действа, которые всегда пользовались большой популярностью. В ХVІІІ веке появились и кукольные представления. С того же ХVІІІ века до наших времен дошло 20 разных текстов рождественских представлений, которые ставились в храмах.

— О пении колядок…

— В конце вигилийного вечера вся семья колядует. Колядки – это религиозные песни, которые воспевают Рождество Христово. Каждый народ имеет свои неповторимые колядки. Некоторые из них стали международными, например “Stille Nacht” (Тихая ночь).

Слово “коляда”, на латинском языке “calendae” (календы), означает первый день месяца. В античном Риме январское “календе” начинало новый год. Первые дни нового года праздновались очень торжественно, распространился обычай в эти дни приходить друг к другу с посещениями и говорить пожелание.

Христиане этот обычай совместили с Рождеством Христово. Колядовщики, сгруппировавшись, идут от дома к дому, поют колядки и щедровки и несут пожелание благодати и Божьего благословения для дома хозяев. Хозяева, со своей стороны, одаряют колядовщиков мелкими подарками.

— А почему на Рождество делают подарки?

Рождество— Во время Рождества Христова мы глазами веры созерцаем наибольший Дар нашего Небесного Отца – Его Воплощенного Сына, Иисуса Христа. Наследуя Бога Отца, и мы во время торжества Рождества Христова желаем открыть свое сердце и руки жестом одарения других радостью. Некоторые складывают свои подарки под рождественской елкой, некоторые прячут их в носки, а некоторые просто обмениваются своими презентами. Для верующих самое важное – подарить в этот день другим частицу своего сердца, чтобы как можно больше уподобиться доброму Богу, который ради любви к людям послал в мир Своего Сына.

— Расскажите о Рождественских богослужениях, каких-то их особенностях?

— Рождество Христово начинается в полночь ночной рождественской Службой Божьей. Благодаря Литургии верующие духовно соединяются с пастырями, которым было явлено о приходе Божьего Сына на землю. В эту ночь во время Литургии читается Евангелие об этом событии. Именно по этой причине ночная рождественская Служба зовется “пастыркой”.

“Пастырка” сначала правилась только в Вифлееме. В VІ в. этот обычай внедрен также в Риме. Служба правилась в храме Санта Мария Маджоре, где находилась имитация Пещеры Рождества. Из Рима традиция ночных рождественских Божиих Служб распространилась на другие регионы. И теперь во время каждой “пастырки” все католические храмы превращаются в “духовные Вифлеемы”.

— А что такое Октава Рождества Христова?

— Учитывая значение торжества Рождества Христова, Церковь продолжает его праздновать в течение восьми дней. Это время зовется Октавой Рождества Христова. Первый день Октавы Рождества – это 25 декабря, последний – 1 января. В римской Литургии в течение этих дней вспоминаются святые, которых средневековье назвало “товарищами Христа”, то есть свидетелями Иисуса. Это – священномученик Стефан, диакон; святой апостол и евангелист Иоанн; вифлеемские дети-мученики и некоторые другие.

Кроме того, Октава имеет марийный характер: в течение этого времени мы отмечаем праздник Святой Семьи Иисуса, Марии и Иосифа (неделя в Октаве) и торжество Пресвятой Богородицы (1 января), которая является заключительным аккордом Октавы.

— Какой ранг имеет праздник Рождества среди прочих праздников РКЦ?

— Без сомнения, первенство во всем литургическом году имеет праздник Пасхи, во время которого мы празднуем победу воскресения Христа над грехом, смертью и дьяволом. Смерть и воскресение Христа остаются центром как проповеди, так и Литургии Церкви. Как начало нашего спасения мы празднуем Рождество Христово. Рождество после Пасхи занимает второе по рангу место, далее следуют прочие церковные праздники.

— Благодарю за беседу! Радостных и щедрых Вам праздников!

Беседовала Светлана ЯРОШЕНКО,
Киев—Рим, 21 декабря 2007 года