Ученые отмечают изменения религиозности украинской молодежи

25.11.2010, 12:46
Ученые отмечают изменения религиозности украинской молодежи - фото 1
«Мы зафиксировали новую для Украины форму религиозности – неинституциализованную», – рассказала РИСУ Наталья Гаврилова, автор новой книги "Современная религиозность. Во что и как верит молодежь Украины".

Современная-религиозность.jpgexklusiv.gifВ Германии издали книгу "Современная религиозность. Во что и как верит молодежь Украины". Издание исследует особенности религиозности студенческой молодежи, охватывая исследованиям студентов светских и духовных учебных заведений.

«Наиболее неожиданными результатами исследования стало то, что мы зафиксировали новую для Украины форму религиозности – неинституциализованную», – рассказала РИСУ автор книги Наталья Гаврилова, кандидат философских наук, научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии НАН Украины им. Г.С. Сковороды НАН Украины.

Как поясняет ученый, неинституализованная религиозность носит преимущественно личный характер и порождена внутренними переживаниями человека. В ней молодой человек сам для себя определяет свой долг, а церковная организация, священнослужители и обряды, претендующие на роль посредника между человеком и Богом, при этом отходят на второй план по степени значимости.

По словам Натальи Гавриловой, эта категория верующих не имеет четкого представления о конфессиональных различиях и в основном переживает общее движение к Богу, симпатии к тем или иным религиозным традициям. Конфессиональное знания для таких верующих не важно. Почти 34% опрошенных относятся к этой группе, тогда как собственную институциализированную религиозность отметили 41,2% опрошенных молодых людей.

«Такая позиция сводит стремление проявления своей веры до минимума, при этом сохраняя веру в существование абсолютной сверхъестественной реальности, в сакральные корни жизни, – объясняет ученый. – Не будучи связанной с конкретной конфессией, молодежь остается свободной в поведении, образе жизни, в этической ориентации. Для такого молодого человека присуще личностное восприятие и понимание Бога, мира, проблем жизни и смерти, религиозной практики. Это направление мышления и жизненной ориентации можно схематично определить как связь "Я – Бог"».

Также исследователи зафиксировали тенденцию, что активный процесс "обретения себя" приводит молодого человека сразу в нескольких религиозных организаций, что, по их мнению, является характеристикой эпохи постмодерна, основным признаком которого выступает плюрализм.

Ученые отмечают, что сейчас в религиозной жизни украинской молодежи наблюдается синтез западной и восточной религиозной парадигмы. Это объясняют тем, что современный верующий – практический, рационализированный, интеллектуализированный верующий, который трансформирует существующие религиозные системы или же творит свои собственные. Ярким примером синтетических мировоззренческих представлений исследователи считают веру в реинкарнацию, приметы, астрологию как среди молодежи вообще, так и среди той ее части, которая конфессионально определилась.

Исследование не ограничивается лишь описанием теоретических аспектов религиозности, а содержит также много эмпирических фактов, результатов социологических исследований студентов светских и духовных учебных заведений Украины.

Книга, исследующая религиозность украинской молодежи, по словам авторов, адресована широкому научному сообществу – преподавателей, аспирантов, студентов, а также всем интересующимся проблемами современной социологии религии.