• Главная
  • Новости
  • В УГКЦ разработали четкий план и задачи душпастырства в условиях войны...

В УГКЦ разработали четкий план и задачи душпастырства в условиях войны

09.02.2015, 09:38
В УГКЦ разработали четкий план и задачи душпастырства в условиях войны - фото 1
5 февраля обнародовано Обращение Главы УГКЦ к священникам о служении в условиях войны. Как подчеркивает Патриарх Святослав, доверие к Церкви в обществе остается наивысшим. А это значит, что люди ожидают от духовных лидеров ориентиров в это сложнее время.

війна.jpg5 февраля обнародовано Обращение Главы УГКЦ к священникам о служении в условиях войны. Как подчеркивает Патриарх Святослав, доверие к Церкви в обществе остается наивысшим. А это значит, что люди ожидают от духовных лидеров ориентиров в это сложнее время.

Патриарх Святослав выделил несколько проблем, на которые необходимо направить усилия сегодняшнего духовного окормления.

Информационная война и противодействие ей

Как подчеркивает в обращении Глава УГКЦ, Церковь в сжатые сроки не научит людей медиаграмотности, однако может предложить некоторые рецепты использования СМИ, которые приводим ниже:

-Информация – это мощное оружие, которое убивает легковеров, поэтому отношение к ней должно быть очень осторожным. Чрезмерное количество информации, особенно негативной, является одной из главных причин апатии, разочарования и паники.

- Необходимо придерживаться определенной «информационной гигиены»: не смотреть все возможные каналы и выпуски новостей, не распространять слухи, ответственно пользоваться социальными сетями (которые являются одним из наиболее манипуляционных средств коммуникации).

- Важно защитить детей от травмирования медиасообщениями. Родителям можно посоветовать не оставлять детей наедине с потоком разрушающей информации с войны, а в доверительном разговоре пояснять им, что происходит в стране, и приглашать их к совместной семейной молитве о погибших и раненых, о прекращении войны и Божьем мире в Украине.

- «Смертоносной» информации, которая является элементом пропаганды и манипуляции, как равно и разного рода новостям, пронизанным элементами насилия и смерти, мы, верующие люди, можем и должны противопоставить Слово Божье, которое даже среди, казалось бы, безнадежных ситуаций, несет благовестие надежды и обетование спасения… Настойчиво призываем к чтению Божьего Слова в семейном кругу, которое станет для нас опорой во время бури и будет побуждать к молитве – личной и общей – за мир и благословение для нашей Отчизны.

Мобилизация и связанные с ней вопросы

Во время проведения мобилизационных мероприятий, подчеркивает Глава УГКЦ, в стране нужно помнить о следующем:

- Священники не могут быть инструментом проведения мобилизации. В то же время они не смеют призывать избегать ее, даже косвенно.

- Церковь, признавая право и обязанность народа защищать свою землю, не стремится перенимать функции государства или ее оборонных ведомств по организации и проведению этой защиты. Мы духовно поддерживаем мобилизованных, их семьи и проявляем благодарность всего Божьего народа тем нашим соотечественникам, которые готовы жизнь свою положить за своих друзей.

- Вместе с молитвой Церковь организовывает и практикует дела милосердия для всех, кто защищает нашу Отчизну и кто пострадал от военного бедствия. Необходимо поддерживать, в частности, раненых, вынужденно переселенных лиц, родственников погибших, особенно матерей, жен и детей, людей пожилого возраста и пр.

- Священники должны очень ответственно относиться к тому, какие призывы они направляют к своим верным с традиционных амвонов и при помощи новейших средств, как то социальных сетей. Недопустимо, чтобы пастырь, поддаваясь своим человеческим неупорядоченным и неочищенным чувствам, проповедовал нетерпимость, неверие, агрессию или ненависть к кому-то.

- Священники должны быть крайне осторожными также в высказываниях по вопросам военных действий и мобилизации. Необходимо глубже изучать социальную доктрину Католической Церкви, в частности критерии морального поведения христиан-католиков и духовенства в условиях войны, чтобы и самим не блуждать, и других не ввести в моральные и духовные заблуждения.

- Душпастыри, которые отправляются совершать капелланское служение в районы боевых действий, должны это делать с четкого разрешения и благословения своего правящего архиерея и строго придерживаться указаний и правил, разработанных Департаментом душпастырства силовых структур в сотрудничестве с Министерством обороны Украины.

 Преодоление паники, травм и ненависти

Священники должны использовать «духовную аптечку», чтобы получить необходимую помощь и для себя и для наших ближних. Так следует помнить:

- Война, в которую втянута Украина, должна вестись ради жизни, а не ради смерти: мы принимаем в ней участие не от ненависти к врагам, а защищаем жизнь, родную землю от лишенного моральных принципов агрессора.

- События, которые переносим, – это испытание для нас всех. Они временны, несмотря на брутальность и уровень насилия. Война закончится, и мы сможем с Божьей помощью восстановить наше государство и залечить раны на теле нашего народа.

- Ни в коем случае нельзя терять из поля зрения будущую перспективу, – перспективу мира и восстановления нашей Отчизны. Более того, уже теперь – каждый на своем месте – должны строить нашу державу, о которой мечтаем, которую стремимся передать в наследство нашим детям и внукам…

- Искреннее сожаление о жертвах (военных и мирных) не должно перечеркивать оптимизм и подлинную радость жизни.

- Перед лицом агрессии и ненависти, которые сеют смерть и опустошение на нашей земле, мы не должны допускать, чтобы в наше сердце закрались такие негативные чувства, как ненависть и желание отомстить, даже по отношению к врагам. Еще хуже ощутить предубеждение и нетерпимость к тем нашим братьям и сестрам с Востока, которые потеряли свои жилища, были вынуждены покинуть родную сторону и теперь находятся среди нас как вынужденно переселенные лица. Проявлениями солидарности, гостеприимства и любви должны дать им понять, что они желанные жители в нашем общем доме, имя которому «Украина»…

Побеждать зло добром: практические советы душпастырям

Нашим ответом на ситуацию в стране должна быть удвоенная душпастырская ревность, священническое служение, к которому мы призваны как пастыри в Христовой Церкви. Среди практик христианской жизни следует подчеркнуть важнейшие – молитву, пост и милостыню:

- …После каждой Литургии продолжаем молиться церковным гимном-молитвой «Боже великий, единый». Похвальной и такой, которую надлежит распространять, является практика непрестанной молитвы, когда приходские, монашеские или молитвенные общины распределяют между участниками молитвы период суток так, чтобы молитва за Украину совершалась беспрерывно…

- Молитву надлежит усиливать постом, жертвуя для этого один день в неделю, соответственно к ранее оглашенному распределению дней поста в епархиях и экзархатах в Украине.

- Следует совершать дела милосердия и приглашать к ним верных. Важно, чтобы пастырь был тем, кто умеет зажечь людей к бескорыстному служению, сам даст пример такой благородной позиции и будет показывать разные возможности волонтерства там, где есть наибольшая нужда.

- Важно проводить панихиды по погибшим, чтобы люди вместе, а не наедине, переживали траур.

- Необходимо обратить особое внимание на стремительное распространение в это тревожное время злоупотребления алкоголем. Особенно уязвимы к этой беде те, кто участвовал в боевых действиях. Пастырь должен помнить, что алкоголизм является неизлечимой смертельно опасной болезнью, которая причиняет зависимому не меньше вреда, чем вражеская пуля, и становится большой бедой для его семьи и всего общества.

- Актуальна еще одна проблема, относительно которой надлежит быть внимательным. Речь о склонности людей, слабых в вере, прибегать к разного рода оккультным практикам ради «выяснения неизвестных вопросов»: местонахождения пропавших без вести, прогноза относительно окончания войны и т.п. В случае опасности и тревоги некоторые люди ищут легкие ответы на тяжелые вопросы, дешевые решения непростых ситуаций. В этой связи помним, что никакие, даже самые драматические, обстоятельства личной или общественной жизни не могут оправдать обращения к злым силам, потому что такие действия – прямое общение с дьяволом.

Душпастырская опека участников боевых действий

Хотя наши воины совершают свой святой и гражданский долг защиты невинной жизни перед несправедливым агрессором, их совесть ранена трагическим опытом. Поэтому отдельно хотим обратить внимание на некоторые моральные аспекты, связанные с военными действиями и их непосредственными участниками.

- Церковь осуждает несправедливые войны, однако никогда не перестает проявлять заботу о тех, кто с оружием в руках исполняет служение от имени законной и справедливой власти, ради служения миру и защиты жизни. Поэтому любое учение, которое считает призыв к воинской службе не соответствующим Евангелию, безосновательно.

- Призвание воина не противоречит призванию христианина. Даже более: можно быть воином и святым! Святой Папа Иоанн ІІ, обращаясь в свое время к военным, собранным на аудиенции, заметил: «Кто лучше вас, самые дорогие военные, может засвидетельствовать о насилии и пагубной силе зла, присутствующей в мире? Вы боретесь против него ежедневно: вы на самом деле призваны защищать слабых, заботиться о честных, поддерживать мирное сосуществование между народами» (Речь 19 ноября 2000 года по случаю Юбилея военных и сил полиции).

- «Законная самозащита может быть не только правом, но и весомой обязанностью того, кто ответственен за жизнь других».

- Чтобы применение оружия против несправедливого агрессора было морально оправданным, нужно в то же время: 1) чтобы убыток, нанесенный агрессором нации или сообществу наций, был продолжительным, тяжелым и безусловным; 2) чтобы все другие средства для того, чтобы положить этому конец, оказались невозможными или безуспешными; 3) чтобы были обоснованы возможности успеха; и 4) чтобы использование оружия не причинило бедствий и беспорядков, более тяжелых, чем те, которые надлежит устранить. Оценивать эти условия моральной законности должны те, кто несет ответственность за общее добро (ср. ККП, 2309). В этих случаях публичная власть имеет право и обязанность накладывать на граждан обязательства, необходимые для национальной обороны.

- Пастыри должны проявлять терпеливость в выслушивании исповедей участников боевых действий, подбадривая и утешая воинов и всех пострадавших от войны, указывая на Божье милосердие как на источник исцеления телесных и душевных ран и призывая также придерживаться моральных правил среди ужасов войны.

- Следует помнить всем, что победу на поле боя опережает моральная и духовная победа над врагом, основывающаяся на сознании совершения благородного дела – защиты мира перед агрессором, на гуманном отношении к пленным и раненым, на недопустимости любого насилия против мирного населения.