• Главная
  • Новости
  • В Ватикане определили миссию семьи в Церкви, отношение к разведенным и второбрачным...

В Ватикане определили миссию семьи в Церкви, отношение к разведенным и второбрачным

26.06.2015, 11:30
Вызовы, стоящие перед семьей, ее призвание и миссия - основные темы Рабочего документа (Instrumentum laboris) для 14-й Генеральной ассамблеи Синода Епископов, посвященной семье. Она состоится в октябре в Ватикане.

Вызовы, стоящие перед семьей, ее призвание и миссия - основные темы Рабочего документа (Instrumentum laboris) для 14-й Генеральной ассамблеи Синода Епископов, посвященной семье. Она состоится в октябре в Ватикане.

Документ был опубликован 25 июня; он содержит также полный текст Relatio Synodi – итоговый текст предыдущей ассамблеи Синода, прошедшей в 2014 году, - и вкратце приводит ответы на опрос, предложенный секретариатом Синода для всех поместных Церквей. Документ озаглавлен «Призвание и миссия семьи в Церкви и современном мире». Он представляет собой материалы для обсуждения на предстоящей ассамблее Синода.

Как сообщает Радио Ватикан, Рабочий документ воспроизводит все параграфы Итогового документа (Relatio Synodi), в том числе вызвавшие бурные дискуссии 52,53 и 55 параграфы, которые касаются допущения разведенных второбрачных к Причастию, духовного причастия и отношения к однополым союзам.

Relatio Synodi подтверждает ценность семьи, основанной на браке мужчины и женщины, подчеркивая ее положительные аспекты, и упоминает о необходимости относиться с терпением и тактом к неблагополучным семьям. В тексте подчеркивается, что однополые союзы не подлежат сравнению с браком между мужчиной и женщиной и что недопустимы никакие формы давления на епископов в этом вопросе. В тексте документа говорится о возможности бесплатных процессов по признанию недействительности брака, затрагивается тема усыновления, звучит предостережение против таких феноменов, как порнография, неправильное использование Интернета и сексуальная эксплуатация женщин и детей.

Эти рассуждения, взятые из Relatio Synodi, дополнены теперь вкладом епископских конференций всего мира, но не только: опрос охватил семьи, ассоциации мирян, учебные заведения. Instrumentum laboris поделен на три части: внимание к вызовам, стоящим перед семьей, распознавание призвания к семейной жизни и миссия семьи сегодня.

Что касается вызовов, то среди них перечисляются следующие: число тех, кто заключает как церковные, так и гражданские браки, сокращается, зато растет число разводов и падает рождаемость. Молодые люди боятся принять на себя пожизненные обязательства, такие как создание семьи. В документе говорится о «культурных противоречиях» нашей эпохи: самоидентификация личности и аффективная близость рассматриваются в отрыве от биологических различий между мужчиной и женщиной; утверждается тенденция называть браком пары, составленные независимо от половых различий. Однако стирание этих различий, утверждается в Рабочем документе, - это не решение, а, наоборот, проблема.

В документе речь идет и об «общественных противоречиях», которые ведут к распаду семьи, это: войны, миграция, наркомания, алкоголизм, безработица, бедность, ростовщичество, культура «одноразового использования» и так далее. В этих условиях общественные институты не в состоянии поддержать семью, которая представляет собой «незаменимый ресурс для гармоничного развития любого общества».

В Instrumentum laboris больше внимания уделяется семье как инклюзивному пространству, включающему в себя самые уязвимые категории, такие как вдовы, старики, инвалиды. Особое внимание обращено на инвалидов, остающихся в одиночестве после смерти родителей. Этих людей следует ценить и защищать, как любого другого человека. Пастыри призваны заботиться о семьях мигрантов, с особым вниманием к нелегальным мигрантам.

В документе утверждается роль женщин; упоминается «биотехнологическая революция», которая позволяет манипулировать актом деторождения, отрывая его от сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, в результате чего человеческая жизнь и родительство «превращаются в предмет желания со стороны пар, которые не являются непременно разного пола и не состоят в законном браке». Этот раздел документа завершается словами о том, что «далекие» от Церкви категории не должны быть категориями «исключенными»: они тоже любимы Богом, и Церковь должна относиться к ним с пониманием.

Вторая часть Instrumentum laboris посвящена нерасторжимости брака и связи его объединяющего характера с аспектом деторождения.

Одной из центральных мыслей документа является представление о семье как о субъекте евангелизации. Что касается семей неблагополучных, то христианская община призвана помогать им и проявлять доброжелательность, сопровождая моменты страдания супругов, прежде всего, чтобы уберечь детей от последствий противостояния между родителями.

В Рабочем документе Синода говорится о милосердии, которое «ничего не отнимает от истины», но само по себе является «богооткровенной истиной, тесно связанной с основоположными истинами веры».

Третья часть документа открывается призывом готовить христианские семьи к миссионерству, прежде всего, в среде нехристиан. Это миссионерство должно быть лишено «морализма, осуждения и предубеждений», но, скорее, предлагать ценности, которые бы могли восприниматься и в контексте разнообразия культур и религий. В условиях насаждения моделей, противоречащих христианскому видению семьи, необходимо разработать соответствующие образовательные программы и бороться за право педагогов на отказ по соображениям совести от навязанных воспитательных проектов в этой области.

Далее говорится об участии семей в общественно-политической жизни, обличая то, что угрожает стабильности семьи.

Специальный раздел посвящен сожительствующим парам. «Долгом и миссией Церкви» является возвещение Таинства Брака как нерасторжимого союза между мужчиной и женщиной, но она должна уметь сопровождать и тех, кто состоит в гражданском браке или сожительствует без брака, для того, чтобы и они постепенно могли прийти к «сакраментальной полноте». Таинство Брака следует проповедовать не как недостижимый идеал, а как «дар, обогащающий и укрепляющий супружескую и семейную жизнь». В этом разделе упоминается о нерасторжимости и о супружеской измене, после которой «необходима работа по восстановлению нарушенного союза». Для этого нужен «смелый пастырский выбор» в отношении израненных семей, которые таким образом могут испытать на себе «бесконечное милосердие Бога».

Здесь Instrumentum laboris указывает на два аспекта пастырского окормления в таких ситуациях. Первый  - это предлагать тем, кто живет во внебрачных союзах, «вернуться назад», а второй – помогать разведенным вырваться из пут «озлобленности, разочарования и боли». Крах брака – это всегда поражение для всех, поэтому к людям, испытавшим этот крах на себе, нужно проявлять милосердие, в первую очередь ради детей. В документе упоминается о тех, кто просит у Церкви проявить такое же отношение и к тем, кто нарушил нерасторжимость брака. При этом Церковь – читаем в тексте – должна «одобрять и поддерживать» тех, кто не вступает в новый брак, оставаясь верными узам нерасторжимого и единственного супружеского союза.

Разведенным второбрачным уделено значительное место в этом документе. Подчеркивается необходимость пересмотреть некоторые формы дискриминации по отношению к ним, встречающиеся в пастырской, литургической, образовательной и благотворительной сферах. Эти верные продолжают являться частью Церкви. Пастырский подход к таким ситуациям должен осуществляться согласно «закону постепенности, с уважением ко времени созревания совести». Что касается вопроса о допущении их к Причастию, то Instrumentum laboris предлагает «путь покаяния», основанный на раскаянии и решении жить в воздержании, наряду с проведением канонического исследования на предмет действительности предыдущего брака. Духовное же причащение «подразумевает обращение и состояние благодати и тесно связано с сакраментальным Причастием».

В последней главе Instrumentum laboris звучит призыв к христианам, занятым в политике, продвигать законы, защищающие жизнь от зачатия до естественного конца. Отправной точкой остается Humanae Vitae Папы Павла VI.  Супруги – читаем в тексте – призываются не принимать эгоистических решений и не воспринимать нравственные нормы как непосильное бремя. Упоминается право медицинских работников на отказ по соображениям совести содействовать совершению абортов.