Колонка Екатерины Щоткиной

Без страха и упрека

25.01.2011, 12:08
Без страха и упрека - фото 1
Согласитесь, 10 лет патриаршего служения – повод подумать о времени. Не столько о том, которое «выпало», сколько о том, как оно использовано.

Мы не выбираем время, в которое нам выпадает жить. Все, что мы можем, – постараться как можно лучше его использовать.

(Дж. Р. Р. Толкиен)

Если я доживу до скучной старости, в которой мне взбредет в голову писать мемуары, в них обязательно будет описан такой эпизод. Мы сидим рядом – я и Евген Сверстюк (это обязательно для мемуаров – я и какой-нибудь необыкновенный имярек, не так ли?). Полушепотом обмениваемся суждениями о текущем политическом моменте. «Пожалуй, так плохо, как сейчас, у нас еще не было», – говорит он мне. «Помилуйте, да вам ли говорить такое?» – удивляюсь я. «Да, конечно. Но вы понимаете, что я имею в виду – то было совсем другое время». Поскольку я искренне надеюсь, что никогда – НИКОГДА – не буду писать мемуары, я привожу этот коротенький диалог здесь. Во-первых, потому что он мог бы стать эпиграфом, если бы эпиграф уже не был выбран и поставлен на свое место. А во-вторых, потому, что мы перешептывались, сидя рядышком с Верховным Архиепископом УГКЦ Патриархом Любомиром Гузаром – перед самым началом презентации его аудиодиска «Дорога до Бога».

Блаженнейший Любомир и Евгений Сверстюк

Согласитесь, 10 лет патриаршего служения – повод подумать о времени. Не столько о том, которое «выпало», сколько о том, как оно использовано. Патриарх Любомир принял руководство церковью (фактически, не 10, а 15 лет назад, став епископом-помощником тогда уже ослабленного болезнью кардинала Мирослава Ивана Любачивского) в ее переломное время. Возможно, тогда оно не выглядело таким уж переломным. Возрождение УГКЦ к этому времени ни у кого уже не вызывало сомнений. Возмущение Московского Патриархата по поводу «разгромленных галицких епархий» перешло в хроническую стадию. Власть «раннего Кучмы» не была отмечена глубокой рассудительностью в церковных вопросах, но в своем регионе УГКЦ имела достаточный вес, чтобы не слишком об этом беспокоиться. А уж в 2001-м, когда Патриарх Любомир был избран и утвержден Римским Понтификом в качестве Верховного Архиепископа УГКЦ, уже и центральная власть не позволяла себе резких движений в церковной политике.

Блаженнейший Любомир и его дискиКазалось, эпоха бурных перемен закончилась – можно жить-поживать да добра наживать. Когда кардинал Любомир принимал руководство Церковью, у нее было два возможных пути: остаться «дома», региональной Церковью на своих «исторических землях», или попытаться найти в себе возможность для выхода из этого гетто. На самом деле, наверное, выбора не было. Ведь и теперь понятно, что призывы из Москвы (самые «либеральные», я имею в виду) оставить УГКЦ в «региональном» статусе и не выпускать за границы Галичины – это путь в никуда. Что он сулит? В духовной перспективе – замыкание на себе, которое рано или поздно приводит к отторжению всего «чужого» как «неправедного», и самодовольное загнивание. В общественно-политическом контексте это еще резче проведет надуманную и пока довольно эфемерную границу между Галичиной и прочей Украиной.

Поэтому выбора, фактически, не было. И руководство УГКЦ перенаправило энергию, которая вернула Церкви место под солнцем. Через десять лет патриаршества Любомира Гузара УГКЦ – это, несомненно, всеукраинская Церковь со своей четко сформулированной социальной и церковной миссией. УГКЦ сделала смелый шаг через Днепр, утверждающий эту Церковь как «всеукраинскую», претендующую на честь наследования Владимирового крещения. Заявила о своей готовности участвовать в диалоге о примирении и воссоединении с украинскими православными Церквями. Тогда это прозвучало фантастически – чтобы не сказать юмористически: тут православные между собой договориться не могут, и в этот-то котел подбросить еще и весь набор противоречий между католицизмом и православием!

Блаженнейший Любомир«Мы понимаем, что этого не будет ни сегодня, ни завтра, – не раз говорил по разным поводам Патриарх Любомир. – Но это не повод ничего не делать. Если мы не будем над этим работать – этого не случится никогда». Возможно, в этой фразе заключена стратегия «личности в истории» или, скорее, человека, который пытается как можно лучше распорядиться тем временем, которое ему дано. Ведь «данное» – не просто срок «от и до», но вся палитра обстоятельств этого периода. Чем были эти десять лет для Украины и мира – тем, во многом, они были и для Церкви, и для каждого из нас.

Через десять лет своего патриаршества Блаженнейший Любомир – человек, к которому прислушиваются все, – и «свои», и «чужие». Лет через сто, возможно, скажут, что занять такую позицию в Украине нашего времени было нетрудно – на фоне межправославных дрязг, погруженности православных лидеров в политические и финансовые проекты, неуклюжего подтыкания христианского одеяла под вечнозеленые идеологии всякий, кто поставит в качестве ориентира Истину, а не ближайшие выборы, ошеломит публику и обретет заслуженное уважение.

Если для многих церковных лидеров их авторитет – это во многом авторитет Церкви Христовой, заработанный за все 2000 лет христианства, то личный авторитет Патриарха Любомира во многом поддерживает авторитет УГКЦ в обществе в целом. Это может показаться секретом для медиа-политиков и вообще медиа-общества, потерявшего точки опоры в мире, где шкала ценностей подменена рейтинговой таблицей, где «сборы» определяют качество фильма, а «бестселлер» – синоним «хорошей книги». В мире симулякров, моделируемых реальностей, видимостей, «политических целесообразностей» по-настоящему ошеломляет только одно – настоящее. Оно – на первый взгляд – очень простое. Как детская сказка, в которой добро – это добро, зло – это зло, и выбор героя, если только он собирается оставаться героем, а не перерождаться в подлеца, предрешен.

Но к этому все дело не сводится. Авторитет Главы УГКЦ связан в первую очередь с тем, что он каждым своим выступлением, всей своей политикой демонстрирует нам что-то другое. Другое – как категорию. Другой стиль мышления. Другой взгляд на человека, мир, Церковь, веру. Другие стремления. Мы вдруг обнаруживаем это «другое» – рядом, в нашей жизни, стоит только чуть-чуть сместить угол зрения. И только личному дару убеждения Патриарха мы обязаны вере в то, что именно это «другое» – и есть настоящее.

Цели, о которых говорит Патриарх Любомир, поражают своей нетрадиционной для современной Украины перспективой. Мы так сосредоточены на своих собственных «тяжелых временах», что забываем о ширине горизонта. Ну кто из украинцев при слове «раскол» подумает не об УПЦ КП, а о Великой Схизме? Мы, сами того не замечая, расползаемся по своим относительно удобным конфессионально-духовным гетто, употребляя слова «православие» и «католицизм» вместо «христианство». То есть забываем о Христе. Поэтому истинная задача того, кто взял на себя бремя служения Слову, – вернуть суть вещам и словам. Просто вернуть, ничего не изобретая – вернуть Церкви ее суть, размытую обычаями и обрядами, вернуть обществу Церковь. Вернуть человеку Бога. И Богу – человека.

Наверное, в ближайшие дни о Патриархе Любомире напишут, что он хороший политик, тонко чувствующий особенности момента. Превосходный дипломат, отлично балансирующий между Римом, Львовом и Киевом. «Патриарх-менеджер» (да простят меня идеологи РПЦ), сумевший создать структуру, в которой сосуществуют разные векторы и интересы. Которая не поддается деструктивным тенденциям, как бы щедро они не оплачивались «заинтересованным инвестором». В которой лидер не боится конкуренции, а потому за последние годы в УГКЦ появилось множество новых ярких лиц, и вопрос о возможном преемнике интригует наличием выбора, а не его отсутствием. О том, что он, оставаясь владыкой Церкви, стал кем-то вроде гуру для светских людей, стекающихся к нему со своими «вечными вопросами».

Все это будет правда. Но ее мало – во всяком случае, для меня. Все это слишком... рационально, что ли. Всего этого достаточно для подлинного и глубокого уважения. Для почтения. Но все это вместе ничего не значит для детской радости при встрече, готовности смотреть в рот и кивать головой после каждой фразы. Во время Рождественской просфоры глядя на старца, одиноко стоящего в луче света, – белобородого, тяжело опирающегося на посох, погруженного в себя, – я искала ответ, ключ к секрету его влияния и обаяния. Что-то, без чего самый глубокий ум остается всего лишь умом, а самые блестящие коммуникативные навыки – только умением каждую минуту казаться таким, каким тебя хотят видеть.

Мне кажется, я нашла ответ. И надеюсь, читатели простят мне эту слабость – ведь для женщины вполне естественно испытывать восторг перед рыцарством. С его отвагой делать, что должно, и со смирением принимать то, что будет. С его гордым стремлением принадлежать только себе и Богу. С его готовностью безоглядно служить своей Даме – Церкви и своему единственному Королю. Во все времена, какие бы Он нам на это не выделил.

Фото Департамента информации УГКЦ

Екатерина ЩЕТКИНА

Последние колонки

Последние новости

Вчера
01 мая
30 апреля
29 апреля